Сущность и явление с точки зрения аристотеля. «Метафизика». Учение о категориях. Понятие «сущности. Что такое душа

Представление о большем и меньшем сущем реализуется у Аристотеля в том, что можно назвать уровнями сущего, бытия. В своей непосредственности сущее - совокупность "единичных предметов", "этих вот вещей", "отдельных вещей", "сущностей, воспринимаемых чувствами", или "чувственных сущностей".

Чувственный мир для Аристотеля вполне реален. Это не платоновский театр теней. Но Аристотель не согласен с убеждением обыденного наивного реализма, утверждавшего, что сущее исчерпывается его чувственной картиной. В своем доказательстве сверхчувственного бытия, сущего Аристотель отталкивается от факта существования науки о мире, науки, конечно, еще сугубо умозрительной (другой науки эпоха Аристотеля не знала). Философ говорит: "Если помимо единичных вещей ничего не существует, тогда, можно сказать, нет ничего, что постигалось бы умом, а все подлежит восприятию через чувства, и нет науки ни о чем, если только не называть наукой чувственное восприятие" (III, 4, с. 51).

Другое доказательство наличия в бытии сверхчувственного уровня исходит из предположения наличия в мире вечных и неподвижных сущностей как основы порядка (XI, 2, с. 183), что, конечно, вовсе не обязательно, так как только метафизический порядок нуждается в вечном и неподвижном. Так или иначе, всякое единичное имеет свою суть, которая постигается умом, а не чувствами и является предметом науки. Такая суть вечна и в себе неизменна, неподвижна; совокупность этих сутей образует высший, сверхчувственный уровень бытия, на котором бытия больше, чем на уровне чувственных, единичных вещей, на уровне природы. Эти два уровня не внешни, напротив, второй уровень существует внутри первого. Поэтому уровень сутей - совсем не потусторонний идеальный мир Платона. Иначе говоря, это не уровень потусторонних идей Платона, а уровень сущностей явлений и вещей самой все же природы.

Сущность . Сущность - ключ к сущему. Аристотель подчеркивает, что "вопрос о том, что такое сущее,- этот вопрос сводится к вопросу, что представляет собою сущность" (VI, 1, с. 144). Проблеме сущности посвящено ядро "Метафизики" - VII и частично VIII книги. В понимании сущности Аристотель уже весьма далек от первых "физиологов", сводивших сущность к той или иной форме вещества, как Фалес к воде. Он не согласен и с пифагорейцами, которые сущность находили в числах. Он разошелся уже и с академиками и не считал, что сущность - это идея или их совокупность.

В своем исследовании проблемы сущности Аристотель насчитывает шесть возможных ее воплощений. Он говорит, что "сущностью признают субстрат, суть бытия и то, что из них состоит, а также - всеобщее" (VII, 13, с. 133), или: "...о сущности говорится если не в большем числе значений, то в четырех основных во всяком случае: и суть бытия, и общее, и род принимают за сущность всякой вещи, и рядом с ними, в-четвертых, [лежащий в основе вещи] субстрат" (VII, 7, с. 115) . Обобщая эти два высказывания, мы и получаем шесть возможных сущностей:
1) субстрат,
2) суть бытия,
3) то, что состоит из сути бытия и субстрата,
4) всеобщее,
5) общее и
6) род.
Они должны пройти испытание критерием сущности.

Два критерия сущности . У Аристотеля два критерия сущности: 1) мыслимость, или познаваемость в понятии, и 2) "способность к отдельному существованию" (VII, 3, с. 115) . Однако, строго говоря, эти два критерия несовместимы, потому что лишь единичное "обладает самостоятельным существованием безоговорочно" (VIII, 1, с. 140 - 141), однако единичное не удовлетворяет первому критерию, оно не постигается умом, не выражается понятием, ему нельзя дать определения. Аристотелю приходится искать компромисса между двумя критериями. Здесь и выявляются основные его колебания между материализмом и идеализмом. Аристотель ищет золотую середину. Надо найти такую сущность, которая бы была способна к самостоятельному существованию и была бы познаваема в понятии. С этим требованием он и подходит к шести возможным сущностям.

Субстрат . Субстрат ("подлежащее") определяется Аристотелем онтологически и логически (в соответствии с параллелизмом онтологии и логики у Аристотеля). Логически субстрат - это "то, о чем сказывается все остальное, тогда как он сам уже не сказывается о другом" (VII, 3, с. 115). Онтологически же он то, что "лежит в основе двояким образом, и ли как эта вот отдельная вещь... или как материя для осуществленности" (VII, 13, с. 133). В первом случае субстрат совпадает с третьей возможностью сущности, ибо то, что состоит из сути бытия и субстрата, и есть единичная вещь. Во втором случае субстрат есть материя (о ней ниже). Отметим сейчас, что Аристотель отказывает материи в праве быть сущностью - она не способна к отдельному сушествованию и она непознаваема в понятии. Так что материя не проходиг у него на роль сущности по обоим критериям. Что же касается единичной вещи, то она, как уже сказано, хотя и субстрат, однако не сущность, ибо не только невыразима в понятии (единичному нельзя дать определения), но к тому же является составным целым. Единичная вещь ведь состоит из сути бытия и субстрата (на этот раз материи), а составное позже своих частей.

Род, общее и всеобщее . Род, общее и всеобщее подходят к роли сущности по первому критерию, но не подходят по второму. Здесь Аристотель решительно расходится с Платоном и академиками, у которых идеи, объединявшие род, общее и всеобщее, как раз и были наделены отдельным сушествованием. Аристотель об этом говорит так: "Если взять философов современных, они скорее признают сущностями общие моменты в вещах (роды - это общие моменты), а [как раз] родам, по их словам, присущ характер начал и сущностей в большей мере" (ХII, 1, с. 203). Аристотель совершенно несогласен с этими "современными философами". Что касается родов, то он четко определяет, что "роды не существуют помимо видов" (III, 3, с, 50). Следовательно, роды самостоятельно не существуют, и они не могут быть сущностями. Поэтому для Аристотеля немыслимо говорить, как это делали академики, о самостоятельной идее, например мебели. Мебели как таковой не существует, она существует только в качестве столов, стульев, кроватей и т. п. Поэтому нельзя говорить и о том, что есть самостоятельная, существующая независимо от сознания человека идея мебели. Это для Аристотеля совершенно ясно.

Род - это общее . Общее также не может быть сущностью, потому что общее не существует помимо единичного.

Философская система

Философское учение Аристотеля в наши дни, да и в древние времена, считалось и называлось «системой». Здесь нужно сделать важную оговорку. Слово «система », «сю́стема» (др.-греч. σύστημα) – это термин стоической философии. Слово не случайно не переводится ни на один язык, так и остается в современных языках. Конечно, Аристотель, если и не отец для ранних стоиков, то уж точно крестный, много поспособствовал формированию стоического философского учения в его специфике. Что имеется в виду под системностью, системой, видением философии как системы? Сам мир есть система, т.е. органическая взаимосвязь, неразрывность с необходимостью связанных между собою частей. Со стоической точки зрения, философствовать можно начинать с любой позиции: можно начинать с логики, можно начинать с физики, можно начинать с этики. Откуда ни начни свой путь, конечная цель пути будет одна и та же.

Что касается Аристотеля, то о системности его философской концепции говорить конечно же можно, но в первую очередь это касается наук теоретических. Напомню, что теоретические науки, знание, которое культивируется в этих границах, – теоретических, созерцательных – это знание имеет целью само себя. Отсюда трудность: очень сложно, рассуждая о теоретических науках, о физике, или о первой философии, философии в собственном смысле слова, найти какой-то начальный пункт, и отталкиваясь от него, идти дальше. Применительно к практическим наукам это сделать проще, т.к. цели там внешние.

Можно начать рассуждать, например, в сфере этического, отталкиваясь от понятия блага: с этого начинается «Никомахова этика». Можно рассуждать о науках политических, отталкиваясь от представления того, что́ есть семья: с этого начинается аристотелевская «Политика», начинается в буквальном смысле слова. В силу наличия внешних целей, т.е. внутренне не вполне органически присущих самому практическому знанию, можно отталкиваясь от этой внешней нужды, от внешних забот и целей, рассуждать дальше, расширяя круг своего научного интереса.

Что касается наук теоретических, то здесь масса трудностей. Повторяю, что, по Аристотелю, как это видно в текстах, и это соответствует логике его рассуждений, невозможно в сфере теоретического найти какой-то первоначальный пункт, опереться на какой-то основательный фундамент, и отталкиваясь от него, рассуждать дальше. Собственно говоря, если взять текст «Метафизики» или «Физики», то в этих сочинениях Аристотель всегда рассуждает так, как если бы он оказался в середине без него начавшегося разговора, изнутри какой-то сложившейся ситуации. По Аристотелю, в принципе, невозможно в сфере созерцательного знания рассуждать о природе вещей так, как если бы мы находились в безвоздушном пространстве, как если бы мы рассуждали из некоего космического вакуума.

Мы, наша судьба и жизнь, неразрывно связаны с наукой как таковой. Человек есть разумное животное по своей природе, это неизбежно. Отсюда, конечно, рассуждать о том, что́ есть философия как таковая, первая философия (позднее, уже в первые века нашей эры, она стала называться «метафизикой »; а затем, не раньше XVII века, стала называться «онтологией », – Аристотель этого слова не знал), рассуждать систематически об этой теоретической философии практически невозможно. Мы должны сами для себя решить как , в какой последовательности понимать, трактовать и излагать то, что Аристотель называл «философией как таковой». В текстах Аристотеля нет никаких указаний на то, с чего следует начинать рассуждать, когда мы приступаем к высшей философии, к первой философии, к науке как таковой.

В европейская традиции сложились некие правила рассмотрения теоретической философии Аристотеля (мы говорим сейчас о первой философии, о метафизике и онтологии), правила, отчасти искусственные, рассуждать в пределах следующей схемы. Теоретическая философия искусственным путем разделяется по трем рубрикам , в самих текстах мы такого строгого разделения не находим:

  • Учение о категориях.
  • Учение о причинах.
  • Учение о существующем в действительности и существующем в возможности.
Я пользуюсь отечественной лексикой, отчасти утвердившейся, отчасти устоявшейся.

Происхождение понятия «категория»

Что касается учения Аристотеля о категориях. Во-первых, что такое категория ? Слово это не придумано Аристотелем – «катэгори́я » (др.-греч. κατηγορία). Это слово использовалось и до Аристотеля, встречается и у Платона. Это термин, и Аристотель его использует именно в терминологическом ключе. Слово это взято из юридической практики. Давно отмечено, что философия, как специфический род знания, не сразу обросла своими собственными понятиями.

Фридрих Ницше говорил, что философские понятия суть застывшие метафоры. Но откуда эти метафоры взялись? Давно отмечено, что древнейшие термины философской науки в Древней Греции по большей части пришли из сферы юриспруденции и медицины. Так уж исторически получилось, что люди научились обманывать, убивать, болеть и умирать раньше, чем философствовать: и терминология, и соответствующие дисциплины сложились раньше, чем философия в современном понимании этого слова.

Скажем, мы знаем, что слово «фю́сис » (др.-греч. φύσις) – природа, – происходит из медицинской практики, медицинского опыта. Скажем, слова «ди́кэ » (др.-греч. δίκη), или «дикайосю́нэ » (др.-греч. δικαιοσύνη) – справедливость, – из юридической. Что касается слова «катэгори́я » – это термин, который взялся из правовой юридической практики, стал использоваться философами. Что имеется в виду? В нашем отечественном словоупотреблении слово «катэгори́я » означает двоякое:

  • Это наиболее общее понятие о вещах, о чем бы то ни было, наиболее общая онтологическая характеристика.
  • Окончательная утвердительная форма суждения о вещах («Я категорически утверждаю»).
Оба наших отечественных употребления этого термина восходят к древнегреческому узусу. Что означает слово «катэгори́я »? Первоначальное значение этого слова – обвинение. Корнем этого слова является слово «агора » (др.-греч. ἀγορά) – центральная площадь, рынок в древнегреческих полисах. В римской традиции агоре соответствует форум . Что такое форум, или агора? Это не только площадь, но и освященное место. Не случайно именно здесь, под открытым небом, в незримом присутствии богов, заключались торговые сделки – бог свидетель, – и звучали обвинения. Обычное дело, когда началу какого-то важного уголовного процесса предшествовало следующее: пострадавшая сторона, родственники пострадавшей стороны должны были публично выйти на агору и публично заявить о своих претензиях, кого-то в чем-то в предельных выражениях, категорических выражениях, обвинить – назвать вещи своими именами.

Так вот, категоричность высказывания о вещах и универсальность сообщения, в этих категорических высказываниях предусмотренная, связаны и с конкретной жизненной практикой древних греков и древних римлян в том числе. Соответственно, катэгори́я – это, буквально, «сказанное на агоре», т.е. публично, в открытом пространстве, в присутствии богов – бог свидетель, дела обстоят так, а не иначе. Что касается философской практики, то здесь все это предусмотрено, все это подразумевается, но, как правило, не проговаривается специально. Категория – это максимально универсальная, окончательная и общая онтологическая бытийственная характеристика чего-либо.

Десять категорий Аристотеля

По Аристотелю, таких способов категорического высказывания о вещах существует не менее десяти. Аристотель, как правило, говорит о десяти категориях, хотя полный список этих категорий встречается лишь дважды: в сочинении с этим названием – «Категории» – в первой части, которая в Средние века стала называться «Предикамента» (лат. praedicamenta), и в первой книге сочинения «Топика».

Как правило, Аристотель говорит лишь о той или иной категории. Но этот список не является, по Аристотелю, окончательным. Напоминаю, что мир наш устроен таким образом, что количественному надежному подсчету физическая реальность не подчиняется. Строго говоря, по Аристотелю, невозможно составить полный перечень чего-либо: добродетелей, категорий и т.д. Например, в одном месте «Метафизики» встречается одиннадцатая категория – движение. Но все-таки, как правило, речь идет именно о десяти категориях.

Надежного объяснения, всех удовлетворяющего, почему их десять, не существует. Наиболее часто встречающееся объяснение связано с тем, что у Аристотеля было десять пальцев на руках, и характеризуя категорически что бы то ни было, он загибал по пальцу, и таким образом оказывалось, что универсальных онтологических характеристик не менее десяти. Хочу напомнить, что недруги Аристотеля – видимо для этого были основания, – характеризовали его категорически, как такого «щеголя»: он носил красивые прически, и на каждом пальце у него было по перстню, можно предположить, что эти перстни он использовал и в педагогических целях – сверкая перстнями характеризовал категорически те или иные обстоятельства.

Но есть объяснение более близкое самому Аристотелю: он проговаривается об этом в «Метафизике», в 28-ой главе 5-ой книги. Напомню, что эта книга является своеобразным «философским словарем», имеет отчасти самостоятельный характер, вставочный. Каждая глава посвящена рассмотрению значений того или иного важного понятия. Так вот, в конце 28-ой главы Аристотель сообщает, что категорий (употребляется именно это слово) столько, сколько существует способов употребления глагола «быть » в значении связки, копулы , говоря языком современной лингвистики.

Хочу напомнить, что древнегреческий язык и многие западноевропейские языки глагол «быть» используют в том числе в качестве глагола-связки. По-древнегречески, по-латински, по-немецки, по-английски, по-французски и т.д. – для того, чтобы сказать: «стол – прямоугольный», надо сказать: «стол есть прямоугольный», или «стол есть желтый».

Довольно часто в педагогической практике фигурируют разнообразные столы, это отчасти связано с тем, что преподаватель читает свои лекции в аудитории, наполненной столами, но вообще-то этот пример восходит к средневековой традиции. Дело в том, что в средневековых грамматических школах первым словом первого склонения с основой на «a» было слово, которое встречается в первой строке «Одиссеи» Гомера, оно бросается в глаза – это слово «муза» (лат. musa). К первому склонению относятся имена существительные с основой на «а», потому что первое слово, которое склоняли в античных школах, было слово «муза». Но в Средние века склонять слово «муза» стало чем-то предосудительным, оказалось, что слово «муза» означает языческое божество. В христианских средневековых школах оперировать этим термином показалось многим странным, поэтому по созвучию подобрали другое слово: не «муза», а «менса » (лат. mensa), т.е. стол. Так вот, в нашем русском языке мы обходимся паузой: «стол – прямоугольный». В западноевропейских языках мы используем глагол «быть»: is , ist и т.д.

Так вот, по Аристотелю, как он сам сообщает, категорий столько, сколько способов употребления глагола «быть» в значении связки. Мы говорим: «стол есть нечто», «стол есть какой-то», «стол есть в каком-то отношении», «стол есть находящийся здесь, есть находящийся сейчас». Через этот перебор способов употребления глагола «быть» в значении копулы мы и обнаруживаем, сколько существует наиболее универсальных онтологических характеристик вещей: не менее десяти.

  1. Сущность
  2. Количество
  3. Качество
  4. Место
  5. Время
  6. Отношение
  7. Положение
  8. Действие
  9. Претерпевание
  10. Обладание
Вся совокупность характеристик более менее частного порядка без труда могут быть сведены к этим десяти категориям. Скажем, характеристика цвета может быть редуцирована к категории качества, т.е. категория качества отвечает на вопросы «какой?», «какая?». Категория сущности – на вопрос «что?».

Две подгруппы категорий

Все эти десять категорий, наиболее универсальных онтологических характеристик вещей, как говорили в Средние века – субстанций , – эта группа делится на две подгруппы. В первую группу входит одна категория, это категория сущности , т.е. уникальная характеристика, которая одна отвечает на вопрос «что есть это?». Все прочие характеристики имеют косвенный характер своего значения. Если воспользоваться языком средневековой схоластики (а мы вынуждены пользоваться этим языком, поскольку наша европейская традиция сложилась таким образом, что мы, говоря об Аристотеле, вынуждены использовать латинскую терминологию. Это отчасти многое упрощает.

Напоминаю, что, по Аристотелю, язык абсолютно условен, и Аристотеля неоднократно «журили» за то, что он нетверд в своем философском словоупотреблении, т.е. одно и то же слово он в зависимости от контекста может использовать в разных значениях. Отсюда возникают разнообразные путаницы, но со временем латинские переводчики и интерпретаторы, средневековые схоласты сконструировали систему терминов, своеобразную сетку, которой можно пользоваться для того, чтобы «уловить» Аристотеля), то десять фундаментальных характеристик подразделяются на две подгруппы. Первая: субстанциальная категория, или категория сущности . Все прочие (девять) в средневековой схоластике стали называться «акцидента́льными ».

Слово «акциде́нция » (лат. accidentia) не переводится ни на какой язык, и является эквивалентом не вполне удачным, но устоявшимся для древнегреческого термина, по всей вероятности изобретенного Аристотелем – «τὸ συμβεβηκώς» («то сюмбебэко́с »). Как перевести слово «τὸ συμβεβηκώς» тоже не очень понятно. Латинские переводчики долго ломали голову и придумали свое слово – «акциденция». Перевести ни тот термин, ни этот, строго говоря, не получается, но можно по смыслу передать значение. Что такое акциденция? Это некая случайная, привходящая, необязательная, несущностная характеристика вещи. Если субстанциальная категория сущности является сущностной , обязательной, говорящей о том, что́ есть эта вещь, то прочие, необязательные, отчасти случайные, привходящие характеристики не говорят о том что́ есть эта вещь, а говорят какая она, в каком отношении, в каком месте, в какое время находящаяся.

Что важно? Есть сущностная категория – сущность. Есть акцидентальные характеристики. В чем не вполне обнаруживается соответствие между латинским термином «accidentia» и греческим «τὸ συμβεβηκώς»? Дело в том, что τὸ συμβεβηκώς есть буквально некая необязательная характеристика вещи, находящаяся в движении (движение – фундаментальная характеристика любой природной вещи, то, в чем природа вещи проявляет себя). А вот accidentia – это есть также необязательная характеристика вещи, но в ее статике , т.е. движение здесь не подразумевается. В этом важное различие этих терминов. Акцидентальная характеристика – это такая характеристика, которая ничего не дает для понимания того, что есть данная конкретная вещь.

Возьмем наш стол. То, что он есть стол – за это отвечает категория сущности, которая отвечает на вопрос «что?». Но, стол находящийся здесь , в это время , в этом отношении и т.д. – это есть акцидентальные, т.е. случайные и привходящие характеристики. Если этот стол через какой-то момент времени (акцидентальная характеристика) передвинуть на другое место (акцидентальная характеристика), то этот стол не станет в меньшей степени тем, чем он был прежде, т.е. как был столом, так и останется. В этом отношении субстанциальная характеристика сущности является обязательной и необходимой, а все прочие характеристики говорят лишь о том, что с этой вещью случается или не случается при тех или иных обстоятельствах. Важной характеристикой ученого, с точки зрения Аристотеля, является способность различать существенное и несущественное . Это не очень просто. Эта способность не является врожденной, а развивается. Она появляется в человеке примерно к тринадцати-, четырнадцатилетнему возрасту, т.е. дети не способны различать существенное и несущественное.

Происхождение понятия «сущность»

Что касается категории сущности. Здесь Аристотель усложняет разговор. О сущности можно говорить двояко. Стоит отметить, что само понятие сущности возникает у Аристотеля не сразу. Этот термин он заимствует из платонической традиции. Напоминаю, что Аристотель – платоник, но платоник-отступник, платоник-еретик. Платон и Аристотель ставили одни и те же вопросы, хотя и давали различные ответы.

Так вот, слово «сущность», по-гречески «уси́я » (др.греч. οὐσία), как сообщает Платон в диалоге «Кратил», восходит к пифагорейской традиции. Мы в точности не знаем специфику пифагорейского употребления этой терминологии, но сам Платон отсылает нас именно к этой отчасти предшествующей, отчасти современной ему пифагорейской традиции. Он говорит о том, что пифагорейцы, италийцы говорили оси́я, или эси́я , но на аттическом диалекте, на котором писал сам Платон, так же как и Аристотель, это слово стало звучать как уси́я .

Что имеется в виду в первую очередь под словом «сущность»? Это слово заимствованное из быта, это не выдумка античных философов. Но они стали терминологически использовать его в собственных интересах. Имеется в виду некое недвижимое имущество , т.е. речь идет о вещи, или о совокупности вещей, которые существуют непоколебимым образом, существуют так, что они просто есть и все – вещь просто существует. Эта обязательность, непреложность, непременность существования, обозначенная словом «οὐσία», перешла в терминологию античной философии.

По Аристотелю, категория сущности является результатом редукции термина «сущее » (др.греч. τὸ ὄν). Неоднократно в текстах Аристотеля, как некое заклинание звучит формулировка: «Τὸ ὄν λέγεται πολλαχώς», т.е. буквально «о сущем говорится в различных значениях». Вообще говоря, по Аристотелю, обо всех вещах говорится в различных значениях, но вещи вещам рознь, т.е. есть вещи более «вызывающего» способа существования, более «настойчивые». По Аристотелю, о сущем говорится в различных значениях все что угодно. Мы говорим: «стол существует», «добро существует», «красное существует», «прямоугольное существует». В нашем обычном условном словоупотреблении мы «существующим» называем все, что захотим. Но, по Аристотелю – и здесь осуществляется некая редукция от сущего к сущности , – в строгом смысле слова существует только то, что является сущностью .

Это категориальный анализ сущего: мы выделяем существенное, отвечающее на вопрос «что?», а несущественное сводим к совокупности случайных характеристик. Мы таким образом ограничиваем в строгом философском разговоре всю совокупность по-настоящему сущего чем-то одним – сущностью. Т.е. все, что попадает под характеристики качества, количества, отношения, места, времени – по Аристотелю, сущностью не является.

По Аристотелю, нет такой вещи – время. Времени не существует, также как не существует и места. Об этом говорится специально в 4-ой книге «Физики». В античной философской традиции подавляющее большинство философов, представителей тех или иных школ, отвергали ту истину, что время – это существующая вещь. Времени не существует ни с точки зрения стоиков, ни с точки зрения эпикурейцев, ни с точки зрения перипатетиков. Главной характеристикой сущего является непреложность, самостоятельность, автономность существования. Вещами являются сущности.

Сущность первая и сущность вторая

Итак, о сущности следует говорить в двух отношениях. Есть сущность первая , есть сущность вторая . Об этом Аристотель специально рассуждает в сочинении «Категории». Напоминаю, что в греческом словоупотреблении слово «первый» подразумевает не принадлежность к порядку перечисления, а уникальную специфику данной конкретной вещи. Это характеристика ее автономного, полновесного, полноценного существования. Первый – значит «в собственном смысле слова». Точно также и с первой сущностью: первая сущность – это просто сущность. Вторая сущность – сущность с какими-то уточнениями, сущность с оговорками.

Что имеется в виду под первой сущностью в сочинении «Категории»? Существует классическое определение: первой сущностью является то, что «не сказывается ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем » . Что имеется в виду под словом «подлежащее »? За этим словом скрывается греческое слово «τὸ ὑποκείμενον» («то гюпоке́йменон ») – слово с непростой судьбой. Слово «подлежащее» в нашем языке – это буквальная калька греческого слова «τὸ ὑποκείμενον», т.е. перевод почти буква в букву. У Аристотель в разных контекстах это слово приобретает разное значение.

Для того, чтобы не запутаться, средневековые переводчики придумали три слова для перевода одного единственного «τὸ ὑποκείμενον». Начальное «ὑπο» в латинском языке строго соответствует приставке «sub» (например, как в слове «субмарина», т.е. подводная лодка). Итак, три латинских слова: «subjectum » (субъект ), «substantia » (субстанция ), «substratum » (субстрат ). Это три перевода одного и того же слова. Субъект – это есть субъект нашего высказывания. В структуре высказывания ему соответствует предикат .

Например: «Сократ – человек». Сократ – это субъект высказывания, а человек – это предикат высказывания. Субстанция – это отдельно взятая физическая вещь, существующая сама по себе: вот этот стол, этот стул. По определению Аристотеля, физическая субстанция – это то, что существует отдельно и движется. Субстрат – это материальная основа бытия субстанции, в каком-то смысле, с оговорками, это материя. Значит: субъект , субстанция , субстрат – за всем этим скрывается слово «подлежащее ».

Первая сущность – «вот это вот»

Итак, первая сущность – это то, что не сказывается ни о каком подлежащем. Не сказывается – значит не предицируется , т.е. не может в структуре высказывания выступать в качестве предиката . Например: «Сократ – человек». Человек – это предикат в отношении субъекта Сократа, но перевернуть это отношение мы, по Аристотелю, не можем. То, что занимает позицию субъекта мы не можем преобразовать в предикат, т.е. мы не можем сказать: «Человек – это Сократ». Если бы мы так сказали, то мы исключительно Сократа считали бы человеком. Первая сущность в нашем высказывании занимает позицию субъекта, и не может выступать в качестве предиката. Непредикативность – это основополагающая характеристика первой сущности согласно тексту «Категории».

Аристотель использует специальное выражение и здесь, и в других текстах, по-гречески оно звучит так: «τόδε τι» («то́де ти »). «Τόδε τι» – это два слова. Что такое первая сущность? Это – τόδε τι. Буквально переводится так: вот это вот . Т.е. на вопрос «что такое первая сущность?» (непредикативная), по Аристотелю, максимально точным ответом будет указание пальцем: «Что такое первая сущность? – Вот это вот». Как только мы начинаем уточнять наше понимание того, что́ есть первая сущность, т.е. насыщать наше познание какими-то предикатами, какими-то акцидентальными характеристиками, мы сразу покидаем поле обсуждения первой сущности, т.е. выходим за пределы того знания, которое зафиксировано исключительно в выражении «вот это вот». Ничего более содержательного о первой сущности мы сказать не можем.

Что такое «вторая сущность»

Что такое вторая сущность ? Ее фундаментальная характеристика согласно тексту «Категории» заключается в предикативности . На вопрос «что это?» можно ответить двояким образом. Например: «Это есть вот это вот» – то, что подразумевается под этим выражением соответствует непредикативной первой сущности. А когда мы говорим: «Вот это есть стол» – мы высказываем предикативную сущностную характеристику (вторая сущность).

Вернемся к примеру Сократа: «Сократ есть человек» – то, что у нас называется именем «Сократ» в структуре этого высказывания, соответствует непредикативной первой сущности, а то, что понимается под словом «человек», соответствует предикативной второй сущности. И субъект, и предикат в структуре высказывания отвечают на вопрос «что?» – это субстанциальные характеристики, но они радикально отличаются друг от друга. Первая сущность – максимально бессодержательна.

Напоминаю, что научное знание – это знание общего; единичное, т.е. то, что есть Сократ в его уникальной «сократовости», объектом надежного научного познания быть никогда не сможет; мы не можем сказать ничего более содержательно об этом вот , кроме того, что это есть вот это – это предел нашего отношения к первой сущности. А все наше содержательное знание связано с тем, что подразумевается под второй сущностью, под предикативной сущностью. «Это есть человек» – об этом вот мы можем знать ровно настолько, насколько мы отдаем себе отчет в том, что значит для этой вещи быть человеком и т.д.

Объект научного знания

Что является объектом научного познания? Согласно тексту «Категории» – вторая сущность. Как формируется наше понятие? Представление Аристотеля о понятия позволяло многим в античности обвинять Аристотеля в скептицизме и агностицизме. Со стороны эпикурейской философии эти обвинения звучали очень часто. По Аристотелю, мы никогда не сможем сконструировать максимально адекватное понятие вещи. Мы можем бесконечно приближаться и уточнять наше понимание. Как эти понятия формируются? Понятно, что язык – условен. Слова есть метки и ярлыки, которые мы создаем для удобства общения между собой. Что скрывается за словами? Слова есть метки для понятий , а не для вещей. Понятия формируются не сразу. Для этого нужны опыт и интуиция. Мы с вами интуитивно-опытным путем вычленяем и абстрагируем в отношении той или иной вещи всю совокупность ее сущностных характеристик. Для ученого (и для любого человека, поскольку человек является человеком в той мере, в какой он является философом) принципиально важно видеть существенное, и различать существенное и несущественное. Чем больше мы отвлечем сущностных характеристик данной вещи, тем тверже и строже будет наше понимание о том, что есть это нечто.

Акцидентальные характеристики в понятие вещи не входят. Т.е. в понятие стола не входят характеристики времени, места, качества (цвета), отношения и т.д. Мы должны выделять максимально универсальные и сущностные характеристики. Результатом этой процедуры (абстрагирования и синтезирования характеристик) является то или иное понятие, которое мы обозначаем словом языка.

Итак, объектом познания является вторая сущность. Она является предикативной , родовой и видовой . Научное рассуждение – это процедура подведения частных случаев под общее правило. Мы знаем, что́ есть вещь в ее специфике настолько, насколько мы понимаем, что эта единичная вещь – τόδε τι – вписывается в тот или иной вид вещей, в тот или иной род вещей, которым эта единичная субстанция с необходимостью принадлежит. Только то общее, которое позволяет нам с этой вещью, как чем-то особенным иметь дело, является объектом научного познания.

Вторая сущность – это есть вид вещи, по-гречески εἶδος (эйдос ), это есть род вещи, по-гречески γένος (генос ), это есть природа вещи, по-гречески φύσις (фюсис ), это есть форма вещи, по-гречески μορφή (морфэ ). Когда мы читаем у Аристотеля – «форма», – то речь всегда идет о видовой и родовой предикативной второй сущности. Аристотель придумал выражение для обозначения второй сущности: «τὸ τί ἦν εἶναι» («то́ ти э́н э́йнай »). Перевести, строго говоря, ни на какой язык не получается, но по смыслу это звучит приблизительно так: то, что делает вещь тем, что она есть .

Латинские переводчики придумали свой собственный латинский эквивалент, буквальную кальку слово в слово. В латинских текстах, начиная с XIII века, мы постоянно встречаем это выражение, когда речь идет об Аристотеле и об учениях, связанных с ним: «quod quid erat esse» («квод квид эрат эссе »). Поскольку средневековые схоласты были лекторами-проповедниками, это выражение из четырех слов со временем «заболталось», и громоздкое «quod quid erat esse» стало звучать как «quidditas» («квиддитас »). Если перевести с латыни на русский язык, то буквально получится так: чтойность . quod quid erat esse – quidditas [квиддитас], чтойность

Мы сказали: «Сократ – человек». Сократ есть вот это вот . Аристотель имел перед собой непосредственное изображение Сократа, и мог показывать пальцем – вот это вот . Ведь речь идет не просто о каком-то экземпляре из некоего множества Сократов, «Сократ» было довольно популярным именем в Древней Греции, речь идет о Сократе вот этом вот , речь идет о всем известном Сократе, который был казнен по приговору афинской гелиэи в 399 году до н.э. по нашему летоисчислению.

Критика платоновской философии

Здесь стоит отметить важный момент, который является элементом критики платоновской философии со стороны Аристотеля. По Платону, за каждой положительной характеристикой вещи скрывается достаточное основание полагать так, т.е. если мы говорим «стол», то существует стол как таковой , если мы говорим «прямоугольное», то существует достаточное основание полагать нечто прямоугольным, какая-то идея прямоугольности . По Платону, существует идея цвета , существует идея красного цвета , желтого цвета, какого угодно цвета, какого угодно размера: за любой положительной характеристикой скрывается достаточное, онтологически познавательное основание полагать, что это существует так, а не иначе, тем, а не иным образом, и существует, и познается таковым.

По Аристотелю, предикативность (если воспользоваться схоластической формулой) является признаком несубстанциальности , т.е. все то, что в структуре нашего высказывания выступает в качестве предиката (вторая сущность) в отношении первой сущности, говорит о том, что то, что скрывается за второй сущностью, субстанцией не является, т.е. не существует отдельно взятой единичной физической вещью – вот этим вот не является. Предикативность является признаком несубстанциальности . Когда мы говорим: «Это есть стол» – не существует стола как такового . Когда мы говорим: «Это есть прямоугольное» – не существует прямоугольности как таковой . В силу действия закона непротиворечия , если мы в структуре высказывания различаем субъект и предикат, то они суть не одно и то же . Если под субъектом имеется в виду единичная физическая вещь – Сократ, то вторая предикативная сущность единичной физической вещью, субстанцией не является – человек. Не существует человека как такового , не существует стола как такового , прямоугольности, места, времени и др., в силу предикативности структуры высказывания. Предикативность является признаком несубстанциальности.

Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 2. Ред. 3. Н. Микеладзе. М., «Мысль», 1978. Категории (2а). Вместо слова «сказывается» в переводе стоит слово «говорится». – Прим. ред.

Литература

  1. Aristotelis Categoriae et Liber De Interpretatione. Recognovit brevique adnotatione critica instruxit L. Minio-Paluello. Oxonii: E typographeo Clarendoniano, 1949 (repr. 1974) (Scriptorum Classicorum Bibliotheca Oxoniensis).
  2. Aristotle’s Metaphysics. A Revisited Text with Introduction and Commentary by W.D. Ross. Vols. I-II. Oxford: At the Clarendon Press, 1924 (repr. 1997).
  3. Düring I. Aristoteles. Darstellung und Interpretation seines Denkens. Zweite Auflage. Unveränderter Nachdruck der Ausgabe von 1966. Heidelberg: Universitätsverlag Winter, 2005.
  4. Frede M., Patzig G. Aristoteles, “Metaphysik Ζ”. Text, Übersetzung und Kommentar. Bde. I-II. München: Verlag C.H. Beck, 1988.
  5. Logik und Erkenntnislehre des Aristoteles. Hrsg. von F.-P. Hager. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1972 (Wege der Forschung; Bd. 226).
  6. Metaphysik und Theologie des Aristoteles. Hrsg. von F.-P. Hager. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1969 (Wege der Forschung; Bd. 206).
  7. Аристотель. Метафизика. Пер. с древнегреч. А.В. Кубицкого (1934) // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. Москва: «Мысль», 1976 (Философское наследие, т. 65).
  8. Аристотель. Категории. Пер. с древнегреч. А.В. Кубицкого (1939) // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 2. Москва: «Мысль», 1978 (Философское наследие, т. 76).

Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от его состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от времени, места, от связей с другими сущностями и т.д. Именно сущность может быть выражена в понятии и является предметом строгого знания - науки. Аристотель стремился познать сущность вещей через их родовые понятия, а потому в центре внимания у него находится отношение общего к частному. Он создал первую в истории систему логики - силлогистику, главную задачу которой усматривал в установлении правил, позволяющих получить достоверные выводы из определенных посылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служила главным средством научного доказательства.

Вопрос о том, что такое бытие, Аристотель предлагал рассматривать путем анализа высказываний о бытии - здесь вполне очевидна связь теории силлогизма и аристотелевского понимания бытия. "Высказывание" по-гречески - "категория". Согласно Аристотелю, все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию, но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности (поэтому ее, как правило, отождествляют с бытием). Все остальные категории - качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания - соотносятся с бытием через категорию сущности. Сущность отвечает на вопрос: "Что есть вещь?" Раскрывая сущность (субстанцию) вещи, мы, согласно Аристотелю, даем ей определение, получаем понятие вещи. Остальные девять категорий отвечают на вопрос: "Каковы свойства вещи?" - и определяют признаки, свойства вещи, ее атрибуты. О сущности, таким образом, высказываются все категории, но она сама ни о чем не высказывается: она есть нечто самостоятельное, существующее само по себе, безотносительно к другому. Для логики Аристотеля характерно убеждение в том, что сущность первичнее различных отношений.

Важная особенность аристотелевского учения о сущности заключается в том, что хотя под бытием, а следовательно, под близкой ему сущностью Аристотель понимает отдельный предмет (индивид), однако сама сущность вовсе не есть что-то воспринимаемое чувствами: чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она - единый, неделимый и невидимый носитель всех этих свойств - то, что делает предмет "вот этим", не позволяя ему слиться с другими. Как видим, характеристика бытия как единства, неделимости, устойчивости (неизменности) остается важнейшей у Аристотеля; при этом неделимы как первичные сущности "этот человек", так и сущности вторичные: "человек", "живое существо".

Такое понимание также сталкивается с определенными трудностями. Ведь по исходному рассуждению сущность - начало устойчивости и неизменности, а потому она может быть предметом истинного знания - науки. В то же время "вот этот" индивид в его "вотэтости" как раз не может быть предметом всеобщего и необходимого знания. С другой стороны, общее понятие "человек" является предметом знания, но в то же время "человек вообще" не имеет самостоятельного существования, это только отвлеченное понятие.

Тут возникает проблема: единичное существует реально, но в своей единичности не есть предмет науки; общее же является предметом научного знания, но неясно, каков его статус как бытия, - ведь Аристотель отверг учение Платона, согласно которому общее (идея) имеет реальное существование. Эта проблема обсуждалась не только в античной, но и в средневековой, и в новоевропейской философии. На протяжении многих веков философы спорили о том, что существует реально - единичное или общее? Мы еще вернемся к этим спорам при рассмотрении средневековой философии.

8. Понятие материи. Учение о космосе

Анализ учения о бытии будет неполным, если не рассмотреть понятие материи, игравшее важную роль в представлениях Платона, Аристотеля и других философов.

Впервые понятие материи (hyle) было введено Платоном, который хотел с его помощью пояснить причину многообразия чувственного мира. Если идея у Платона есть нечто неизменное и тождественное себе, если она определяется через "единое", то материю он мыслит как "начало иного" - изменчивого, текучего, непостоянного. Именно в этом своем качестве она и служит для Платона принципом чувственного мира. Материя, по Платону, лишена определенности и потому непознаваема, вещи и явления мира "становления" не могут сделаться предметом научного знания как раз в силу их материальности. В этом смысле в ранних диалогах Платона материя отождествляется с небытием. В более позднем диалоге "Тимей" Платон уподобляет материю лишенному качеств субстрату (материалу), из которого могут быть образованы тела любой величины и очертаний, подобно тому как самые разные формы могут быть отлиты из золота. Поэтому Платон именует здесь материю "восприемницей и кормилицей всего сущего". Платон полагает, что материя может принять любую форму именно потому, что сама она совершенно бесформенна, неопределенна, есть как бы только возможность, а не действительность. Понятую таким образом материю Платон отождествляет с пространством, в котором заключена возможность любых геометрических фигур.

Не принимая платоновского отождествления материи и пространства, Аристотель в то же время рассматривает материю как возможность (потенцию). Для того чтобы из возможности возникало что-то действительное, материю должна ограничить форма, которая и превращает нечто лишь потенциальное в актуально сущее. Так, например, если мы возьмем медный шар, то материей для него, говорит Аристотель, будет медь, а формой - шарообразность; по отношению к живому существу материей является его телесный состав, а формой - душа, которая и обеспечивает единство и целостность всех его телесных частей. Форма, согласно Аристотелю, есть активное начало, начало жизни и деятельности, тогда как материя - начало пассивное. Материя бесконечно делима, она лишена в самой себе всякого единства и определенности, форма же есть нечто неделимое и, как таковая, тождественна с сущностью вещи. Вводя понятия материи и формы, Аристотель делит сущности на низшие (те, что состоят из материи и формы), каковы все существа чувственного мира, и высшие - чистые формы. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую (лишенную материи) форму - вечный двигатель, который служит источником движения и жизни всего космического целого. Природа у Аристотеля - это живая связь всех единичных субстанций, определяемая чистой формой (вечным двигателем), составляющей причину и конечную цель всего сущего. Целесообразность (телеология) есть фундаментальный принцип как онтологии Аристотеля, так и его физики.

В физике Аристотеля получило свое обоснование характерное для греков представление о космосе как об очень большом, но конечном теле. Учение о конечности космоса непосредственно вытекало из неприятия Платоном, Аристотелем и их последователями понятия актуальной бесконечности. Актуально бесконечное не признавала также и греческая математика.

Подытоживая анализ древнегреческого учения о бытии, нужно отметить, что для большинства древнегреческих философов характерно дуалистическое противопоставление двух начал: бытия и небытия у Парменида, атомов и пустоты - у Демокрита, идей и материи - у Платона, формы и материи - у Аристотеля. В конечном счете это дуализм единого, неделимого, неизменного, с одной стороны, и бесконечно делимого, множественного, изменчивого - с другой. Именно с помощью этих двух начал греческие философы пытались объяснить бытие мира и человека.

И второй важный момент: древнегреческие мыслители при всем их различии между собой были космоцентристами: их взор был направлен прежде всего на разгадку тайн природы, космоса в целом, который они по большей части - за исключением атомистов - мыслили как живое, а некоторые - и как одушевленное целое. Космоцентризм долгое время задавал и магистральную линию рассмотрения в философии проблем человека - под углом зрения неразрывной связи его с природой. Однако постепенно, по мере разложения традиционных форм знания и социальных отношений формируются новые представления о месте и предназначении человека в космосе; соответственно возрастает роль и значение проблемы человека в структуре древнегреческого философского знания.

Переход от изучения природы, от онтологических проблем к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях в древнегреческой философии связан с деятельностью софистов.

Введение

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остро актуальной.

Все знания человечества, как бы они ни были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, являют собой как бы «растопыренные» пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это естественно и необходимо. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающе-мудрый взор (как бы с высокой горы), проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума.

Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии. Происходил из г. Стагиры. Его отец Никомах был врачом при дворе Македонского царя Аминты III. Быть врачом означало в Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии.

Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида. Худощавый, он имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу. Воспитываясь в семье врача, и поэтому, самостоятельно занимаясь медициной, Аристотель, однако, не стал профессиональным врачом. Но медицина осталась для него на всю жизнь настолько родной и понятной областью, что впоследствии в своих труднейших философских трактатах он дает пояснения на примерах из медицинской практики. В 367г. до н.э., когда Аристотелю было 17 лет, он уехал в Афины для продолжения образования и поступил в платоновскую Академию, став учеником Платона. В Академии он пробыл 20 лет до самой смерти Платона, после чего переселился в Атарней, а затем – в Митилену. Вернувшись в Афины в возрасте 50 лет после 12-летнего отсутствия. В Афинах он создаёт школу под названием Ликей, так как она находилась на территории гимназия, примыкавшая к храму Апполона Ликейского.

Аристотель разделял философию на три части – теоретическую, практическую и творческую, а инструментом, с помощью которого ведется исследование, является логика (греч. «органон» – орудие, инструмент). Теоретическая философия имеет дело с истиной и целью ее является знание ради самого познания, потому она свободна и «бескорыстна», в отличие от практической философии, нацеленной на совершение добродетельных поступков и оперирующей не с понятиями истина – ложь, а с понятиями добро – зло. Целью творческой философии является творчество (сюда Аристотель относил в первую очередь искусство словесное – риторику и поэтику). Теоретическую философию составляют три дисциплины: физика, математика и первая философия (или теология). Данное деление соответствует делению сущностей, изучаемых каждой из этих наук: физика изучает телесные самостоятельные, но изменяющиеся сущности, математика изучает мыслимые, неподвижные, вечные, но несамостоятельно существующие сущности, первая же философия изучает мыслимые, неподвижные и самостоятельные сущности.

Аристотель родился в Стагире, греческом городе на восточном побережье п-ова Халкидика. Его отец Никомах был придворным врачом и личным другом македонского царя Аминты Второго, и их погодки дети, юный Аристотель и наследник престола Филипп, не раз проводили время вместе. Когда Аристотелю было 15 лет, отец его умер, опекуном был назначен его дядя Проксен, который, вероятно, и рассказал Аристотелю про Платона и его Академию. В 17 лет приехал в Афины и с 367 по 347 был в платоновской Академии сначала на правах ученика, затем – в качестве преподавателя. После смерти Платона уезжает из Афин и почти 14 лет (347–334) проводит в странствиях. Самым значительным эпизодом этого периода является его педагогическая работа с наследником македонского престола Александром, сыном Филиппа Македонского (с 343/342 по 340/39). В 334 Аристотель возвращается в Афины и основывает собственную философскую школу – Ликей. Умер от болезни в изгнании, покинув Афины перед угрозой со стороны антимакедонски настроенной общественности. Согласно завещанию, был похоронен в родной Стагире.

Отец Аристотеля Никомах был врачом города Стагиры, а также придворным медиком Аминты III, царя соседней Македонии. Рано оставшись без родителей, юный Аристотель воспитывался в Атарнее у Проксена, своего родственника. В возрасте восемнадцати лет он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где оставался около двадцати лет, вплоть до смерти Платона. За это время Аристотель изучил философию Платона, а также ее сократические и досократические источники и многие другие дисциплины. По-видимому, Аристотель преподавал в Академии риторику и другие предметы. В этот период в защиту платоновского учения им были написаны несколько диалогов популярного характера. Возможно, к этому же времени относятся работы по логике, Физика и некоторые разделы трактата "О душе". И широко распространенная легенда о серьезных трениях и даже открытом разрыве между Аристотелем и Платоном еще при его жизни не имеет под собой оснований. Даже после смерти Платона Аристотель продолжал считать себя платоником. В Никомаховой этике, написанной гораздо позже, в зрелый период творчества, имеется трогательный экскурс, в котором чувство благодарности наставнику, приобщившему нас к философии, уподобляется благодарности, которую мы должны испытывать в отношении богов и родителей. Однако в 348–347 до н.э. преемником Платона в Академии стал Спевсипп. Многие члены Академии, и среди них Аристотель, были недовольны этим решением. Вместе со своим другом Ксенократом он оставил Академию, войдя в небольшой кружок платоников, собранный Гермием, правителем Асса, небольшого города в Малой Азии. Вначале здесь, а позднее в Митилене на о. Лесбос Аристотель посвятил себя преподавательской и исследовательской деятельности. Критикуя Спевсиппа, Аристотель занялся выработкой такой интерпретации учения Платона, которая, как ему казалось, ближе к философии учителя, а также лучше согласуется с действительностью. К этому времени их отношения с Гермием сделались более тесными, и под его влиянием Аристотель, следуя принципиальной ориентации платонизма на практику, увязал свою философию с политикой. Хотя Аристотель продолжал считать себя платоником, характер его мышления и идеи оказались теперь иными, что вступало в прямое противоречие со взглядами преемников Платона в Академии и некоторыми положениями учения самого Платона. Этот критический подход выразился в диалоге "О философии", а также в ранних разделах работ, которые дошли до нас под условными названиями Метафизика, Этика и Политика. Чувствуя свое идейное расхождение с господствующим в Академии учением, Аристотель предпочел основать в северо-восточном предместье Афин новую школу – Ликей. Целью Ликея, как и целью Академии, было не только преподавание, но и самостоятельные исследования. Здесь Аристотель собрал вокруг себя группу одаренных учеников и помощников. Совместная деятельность оказалась в высшей степени плодотворной. Аристотель и его ученики сделали множество существенных наблюдений и открытий, которые оставили заметный след в истории многих наук и послужили фундаментом для дальнейших исследований. В этом им помогали образцы и данные, собранные в дальних походах Александра. Однако глава школы уделял все большее внимание фундаментальным философским проблемам. Большая часть из дошедших до нас философских произведений Аристотеля написана в этот период. После внезапной смерти Александра в 323 до н.э. по Афинам и другим городам Греции прокатилась волна антимакедонских выступлений. Положение Аристотеля было поставлено под угрозу из-за его дружбы с Александром, а также недвусмысленно выражавшихся им политических убеждений, которые приходили в противоречие с патриотическим энтузиазмом городов-государств. Под угрозой преследований Аристотель покинул город, чтобы, как он говорил, не дать афинянам совершить преступление против философии во второй раз (первым была казнь Сократа). Он переехал в Халкиду на острове Эвбея, где находилось доставшееся ему от матери имение, где, после непродолжительной болезни, умер в 322 до н.э.

2.1 Аристотелевское учение о субстанциях

Определив свое отношение к философии Платона и ее центральному пункту – учению об "идеях", Аристотель разрабатывает исходные принципы своей философии. Большое внимание он уделяет наиболее существенным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию – науку о сущем. В теоретической философии Аристотель вводит понятие "субстанция". Под субстанцией он понимал бытие вполне самобытное, существующее в самом себе, но не в чем-либо ином. Как таковое бытие, не способное существовать ни в чем ином, субстанция никогда не может выступать в суждении, как его предикат, или атрибут, но только как его субъект. Субстанцией, считал Аристотель, может быть только единичное бытие. Только оно одно самобытно в точном смысле этого слова. Он неуклонно имеет в виду это бытие как предмет познания, протекающего в понятиях. Другими словами, но полагает, что существующее само по себе и потому совсем независимое от сознания, что бытие уже стало предметом познания, уже породило понятие о бытие и есть в этом смысле уже бытие как предмет познания. Здесь следует отметить, что в плане бытия "форма" – сущность предмета.

Аристотель – признанный основатель логики. Правда, не он дал науке это имя, пущенное в оборот его комментатором Александром Афродисийским полтысячи лет спустя. Однако уже в трудах Аристотеля логика достигла такого совершенства, что еще в конце XVIII в. Иммануил Кант мог сказать, что после него она «до сих пор не могла сделать ни шага вперед и, судя по всему, она кажется наукой вполне законченной и завершенной». Иначе говоря, Аристотель выработал парадигму логического исследования, которая господствовала на протяжении более двух тысяч лет. Радикально новое в логике рождается только в XIX – XX вв. на основе диалектики, с одной стороны, и математического истолкования логической науки – с другой.

Аристотель - основоположник научной логики

Категории Аристотеля

Порядок логических произведений Аристотеля, в котором они печатаются, не случаен (см. статью Труды Аристотеля). Он отражает дидактическую структуру логического знания, восходя от простого к сложному. В «Категориях» идет речь о словах, высказываемых «без какой-либо связи» и обозначающих самые общие характеристики бытия. Аристотель перечисляет 10 категорий (kategoreo – высказываться, утверждать, судить): сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Они отвечают на вопросы: «что именно есть?», «какое?», «сколько?» и т. д. В «Метафизике » Аристотель или сводит все логических категории к трем (сущность, свойство, отношение (см.: Аристотель, Метафизика, XIV, 2, 1089b), или же подводит четыре последние категории первого списка под одну – движение (X, 2, 1054а).

С анализом категорий связан существенный, уже не чисто логический вопрос. Что такое категории? Роды бытия? Или формы мысли? Или грамматические формы, попросту имена, слова? Все эти точки зрения высказывались в историко-философской литературе. Отражая отдельные стороны концепции Аристотеля, они имеют свои основания. Однако сведение категорий к какой-то одной стороне неправомерно. Учение о категориях строилось Аристотелем на основе изучения родов бытия, как и его общих характеристик, выражаемых в понятиях, истинных лишь постольку, поскольку они выражают эти характеристики. Поэтому учение Аристотеля о категориях – синтетическая, и в то же время недифференцированная концепция, в которой категории суть одновременно характеристики бытия, как и логические и грамматические характеристики. Их дифференциация – дело будущего. В этом и сила, и слабость учения Аристотеля о категориях. Сила – постольку, поскольку категориальные определения представляют собою единство субъективного и объективного определений вещи, причем здесь через субъективную форму всегда просвечивает объективное мыслительное содержание. Слабость – поскольку нерасчлененность субъективного и объективного может вести к одностороннему выпячиванию одной стороны дела и к спутыванию объективной диалектики единичного, особенного и всеобщего в вещи с дифференциацией их в мысли.

Учение Аристотеля о сущности

Первая из «Категорий» – сущность (oysia). В «Категориях» Аристотель выделяет «первые» сущности, которыми являются, с его точки зрения, отдельно существующие предметы, «как например отдельный человек или отдельная лошадь» (Категории, 5, 2а) – индивидуальный, единичный предмет, который мы определяем, присоединяя к нему предикаты, обозначающие качество, количество и т. д. Но не парадокс ли перед нами? Ведь Аристотель, как и Платон до него, считает знанием знание не единичного, а общего. Аристотель выходит из положения, вводя понятие «второй сущности» – это роды и виды, т. е. общее, неразрывно связанное с единичным и без него невозможное. Но категория сущности оказывается тогда самым общим понятием, обозначающим все самостоятельно существующие вещи, расчлененным в то же время на роды и виды. И в логической иерархии, отражающей отношения единичного, особенного и всеобщего, сущность занимает как самое высшее (все самостоятельно существующее есть сущность), так и самое низшее (каждое самостоятельно существующее есть сущность) место; она есть и высший род, и единичное сущее.

Итальянская рукопись работ Аристотеля с миниатюрами. Художник Джироламо да Кремона, 1483

Можно думать, что «Категории» – одно из ранних произведений Аристотеля, относящихся к началу его самостоятельной деятельности в Ликее . Угадав здесь и по существу выразив диалектику единичного, особенного и всеобщего в единичных вещах – «первых сущностях», он затем отступает от этой точки зрения, толкуя роды и виды, как «формы» (morphe, idea), т. е. «суть бытия», понятийные определения, внутренне присущие отдельным предметам. Поэтому изменяется и определение сущности. А именно, «формою я называю, – говорит Аристотель, – суть бытия каждой вещи и первую сущность» (Мет., VII, 7, 1032b). Но тем самым предполагается тождество формы и единичного предмета: суть бытия тождественна с единичной вещью, взятой самою по себе; они тождественны всегда, когда речь идет обо всем том, что «получает обозначение не через отношение к другому, а как самостоятельное и первичное» (Мет., VI, 6, 1031b), т. е. об единичных вещах.

Иными словами, у Аристотеля нет окончательной ясности в определении того, что такое сущность. Традиция платонизма , принятая им в преобразованной форме, побуждает его искать «суть бытия» в общем, в «форме» и «идее». Апелляция к вещам как единственно существующим реальностям влечет его, напротив, к признанию сущности единичной вещью. Но ведь последняя – нечто сложное, составленное из материи и формы , следовательно, она не может быть первичной; сущность и суть бытия должны быть простыми.

Учение Аристотеля о суждениях

Во втором труде «Органона» Аристотеля, «Об истолковании», речь идет уже не об отдельных словах, а о сложных логических выражениях, – это не категории («Сократ », «человек», «сидит», «бежит» и т. д.), а высказывания или суждения, составленные из них и выражающие истину или ложь («Сократ сидит», «Человек бежит», «Сократ есть человек» и проч.). Высказывания классифицируются соответственно количеству (общие и частные) и качеству (утвердительные и отрицательные) на четыре вида: А – общеутвердительные («Все S суть Р»), I – частноутвердительные («Некоторые S суть Р»), Е – общеотрицательные («Ни одно S не есть Р») и О – частноотрицательные («Некоторые S не суть Р»). Отношения совместимости высказываний определяются логическим квадратом:

Далее Аристотель рассматривает модальности логических высказываний: возможность и невозможность, случайность и необходимость, также прослеживая, какие высказывания, выражающие их, совместимы, а какие нет. Взаимоотношения высказываний (суждений) определяются правилами или законами мышления: это закон тождества (А есть А, т. е. понятие должно употребляться в рассуждении в одном определенном значении); закон исключения противоречия (А не есть не-А), и закон исключённого третьего (А или не-А, т. е. или А, или не-А истинно, «третьего не дано»). Иными словами, в логическом суждении и умозаключении понятия (термины) и суждения (высказывания) не должны друг другу противоречить, истинность утвердительного суждения означает ложность его отрицания, и т. д. На этой основе строится учение о силлогизме.

Силлогизм Аристотеля

Итак, «диалектический» (диалогический) метод рассматривается Аристотелем как путь к «началам». Однако это, как и вся логика Аристотеля, есть по существу учение о доказательстве, осуществляемом посредством сведения к общим принципам или выведения из них. Откуда же берутся сами эти общие принципы отдельных наук или знания вообще? Иными словами, может ли существовать логика открытия? Нет, не может! Даже индукция (наведение – epagoge) рассматривается Аристотелем лишь как доказательство общего тезиса, исходящее из частного: это силлогизм особого рода, в котором большая посылка (общее) подтверждается, исходя из малой (малых). Так, если в силлогизме собственно доказывается, что Сократ смертен на основе того, что смертен человек вообще, то в индукции смертность человека (людей) выводится из смертности Сократа, Платона, Калликла и т. д. Но ведь подлинного вывода здесь нет – мы не можем перечислить всех людей и зафиксировать, что все они смертны, ибо для этого надо зафиксировать и нашу собственную смерть... Поэтому перед нами только подтверждение общего тезиса. Лишь индукция через простое перечисление, когда фиксируется, что все предметы данного вида обладают некоторым свойством и каждый из них им обладает, дает достоверное общее знание.

А следовательно, отыскание общих начал – дело не логики, а «первой философии» (метафизики). Оно состоит в усмотрении умом, в умозрительном постижении сущности вещей, их «формы» и «сути бытия».

Логика Аристотеля завершается анализом логических ошибок, сознательно или бессознательно совершаемых людьми. В своем последнем логическом трактате «О софистических опровержениях», который иногда рассматривается как последняя (девятая) книга «Топики», он показывает, что все логические ошибки суть не что иное, как погрешности в силлогизме. Они, в свою очередь, разделяются на языковые ошибки (двусмысленность слов – омонимия или выражений – амфиболия; неправильность соединения или разделения мыслей; ошибки в ударениях и подстановка одной грамматической формы вместо другой) и ошибки внеязыковые (собственно логические: подмена сущности случайным признаком, смешение абсолютного и относительного, незнание сущности доказательства, предвосхищение основания, предположение причины в том, что не может ею быть, и соединение многих вопросов в один).

Такова классическая, выработанная в педагогических целях система аристотелевской логики. Она оправдана, поскольку логике в течение двух тысячелетий отводилась главным образом роль учебной дисциплины. Последние исследования по истории логики подводят к выводу, что путь исследования логических вопросов был противоположен пути изложения. Исследование Аристотеля начинается с реальной практики диалогического мышления, с платоновского диалога («Топика»), отсюда переход к абстрактным формам умозаключения («Аналитики»), и лишь затем идет теория суждения или высказывания («Об истолковании») и учение о терминах или понятиях («Категории»). С этой точки зрения становится понятно, почему «Категории» могут рассматриваться и рассматривались как последний трактат аристотелевской логики и первый – «метафизики». Исследованные там понятия действительно стоят ближе к тем «причинам и началам», которые являются предметом «первой философии».

По материалам книги А. С. Богомолова «Античная философия»