Асет бог. Богиня Исида в Древнем Египте: мифы и интересные факты. Культ Исиды, центры почитания и символы

Исида - богиня плодородия, воды и ветра. Сестра-близнец и жена Осириса, мать Гора. В мифах многих народов брак между богами - братом и сестрой - был одним из проявлений их божественной сущности. Осирис и Исида полюбили друг друга еще во чреве матери, египтяне почитали Исиду как воплощение верной, самоотверженной жены и заботливой матери. (Сюжеты см. Осирис и Горю.)

Исида, любящая супруга, хранившая верность своему мужу Осирису даже после его смерти, и самоотверженная мать Гора, в большей степени, чем другие богини, была примером для подражания. Ее изображениями изобилует египетское искусство, поэтому она так хорошо знакома египтологам. Исида занимает особое место в египетском пантеоне, к ней обращались по любому поводу.

Верность Исиды не дрогнула, даже когда Осириса убил его брат Сет. Она вернула мужу дыхание жизни, и тот смог возродиться и стать владыкой царства мертвых. Исида, умная и проницательная женщина, была еще и очень хитра. И благодаря этим качествам она получила почти безграничную власть над миром.

Ее изображения

В искусстве Древнего Египта - тысячи изображений Исиды. Росписи, каменные статуи, бронзовые статуэтки и амулеты дают нам ясное представление об этой богине. Обычно она изображается сидящей, коленопреклоненной или стоящей, и детали могут немного различаться. Сидящая Исида часто держит на коленях своего сына Гора, которого иногда кормит грудью. Она увенчана солнечным диском, который удерживают два изогнутых рога. Коленопреклоненная Исида держит перед собой шену (картуш). Стоящая богиня увенчана знаком асет (сиденье), основным иероглифом ее имени. Она может принимать обличье хищной птицы - деталь заимствованная в мифах об Осирисе. Тогда помимо рук у нее появляются большие крылья коршуна.

Хаторические изображения Исиды - с коровьими рогами, держащими солнце, а не с иероглифом асет в виде трона - указывают на слияние двух богинь, Исиды и Хатор. Подобное отождествление, характерное для Позднего периода, объясняется тем, что обе богини символизировали плодородие.

Мифы об Исиде

Исида - одна из сонма богинь Древнего Египта, но она называла себя «той, кому повинуется судьба». Откуда такая самоуверенность? Ее истоки - в образцовой жизни супруги и матери, которую вела Исида, но также и в хитрости, которая всегда была ей свойственна.

Удивительно, но та, кого египтяне древности называли «владычицей жизни», могла никогда не появиться на свет из-за одного события, случившегося на заре времен, когда Атум-Ра еще создавал мир. Его дети - Шу (воздух) и Тефнут (вода) - соединились и родили двух богов: Геба (землю) и Нут (небо). И те так полюбили друг друга, что небо и земля слились воедино! Ни солнце, ни воздух, ни вода не могли больше двигаться! Ра был в ярости. Он заставил своего сына Шу разлучить влюбленных, из-за чего случилось несколько землетрясений!

Та, что могла не родиться

Но Нут уже носила под сердцем пятерых детей. Среди них была Исида и ее брат Осирис. Злопамятный Ра постановил, что ни один из этих детей не сможет родиться ни в один из двенадцати месяцев календаря. Но изобретательный бог Тот выиграл у Луны пять дополнительных дней, которые поместил после двенадцати месяцев. Благодаря ему Нут смогла родить Исиду в четвертый из этих дней (так называемых «эпагоменальных»). И все живое радостно восславило Тота.

Исида говорит о себе

«Я - мать всей природы, владычица всех стихий, перворожденная дочь веков, высшее из божеств, царица теней, повелительница небесных сил, единое проявление всех богов и богинь, чьей воле повинуются сияющие вершины неба, приветственные вздохи моря и скорбная тишина подземного мира». Слова Исиды, римская эпоха.

Исида и мифы об Осирисе

«Я восстановлю тело Осириса, я забальзамирую его и расправлю свои крылья над ним... Я зачну от него и произведу, Гора на свет», - так говорила Исида. Жизнь богини была омрачена ужасной семейной историей. Причиной этой трагедии стала зависть, которую бог Сет питал к своему брату Осирису. Исида, сестра и супруга последнего, не смогла помешать Сету убить брата: свой преступный замысел он вынашивал уже очень давно. Когда убийство произошло, Сет бросил гроб с телом брата в воды Нила. И начались поиски Исиды, приложившей все силы, чтобы вернуть останки Осириса. В этом акте любви и преданности ей помогала сестра - Нефтида. «Божественные плакальщицы», то есть две богини, сумели найти гроб и спрятали его в болоте Хеммиса. Однако Сет не оставил намерения покончить со своим братом. Он обнаружил тайник и расчленил тело Осириса на четырнадцать кусков, которые разбросал по всему Египту. Но Исида была упорна; она собрала эти куски и отдала их доброму богу Анубису. Бог-бальзамировщик восстановил тело. Пылающая супружеской любовью Исида зачала от своего возрожденного мужа самого знаменитого из египетских богов - Гора. Осирис стал владыкой загробного мира, а любящая и упорная Исида стала в глазах египтян совершенной женщиной.

Хитрая волшебница

Найденные исследователями тексты об Исиде говорят, что «ее сердце было более непокорно, чем у несметного числа людей, и более умно, чем у несметного числа богов». Так, с неутолимым любопытством Исида жаждала узнать тайное имя Ра, бога, сотворившего небо и свет. Ведь если бы она добилась своего, это во сто крат увеличило бы ее власть над остальными богами! В конце концов, чтобы выведать секрет главы египетского пантеона, богиня прибегла к удивительной хитрости. Вот как рассказывают об этом мифы: «Ра одряхлел и начал пускать слюни... Его слюна капала на землю. Исида взяла ее, смешала ее в ладони с землей и вылепила из нее змею, бросив затем на дорогу, по которой шел великий бог... И змея ужалила его!» Ра, испугавшись, позвал на помощь своих детей-богов: «Что-то, чего не знает мое сердце, ужалило меня... Мое сердце трепещет, и члены мои полны холода». Исида, как и все боги, покорная его воле, тотчас же явилась к нему и сказала: «Скажи мне свое имя, божественный отец, ведь тот, чье имя произнесут в заклинании, останется жив!»

Культ Исиды

Культ богини Исиды со временем стал почти повсеместным. Ей поклонялись везде: от всей территории Древнего Египта до отдаленных провинций Римской империи. Обряды, совершавшиеся во имя богини, с течением веков обросли тайнами, а стены храмов - легендами о «великой волшебнице».

В греко-римскую эпоху Исида была объектом всеобщего внимания. Птолемеи, продолжавшие политику своих предшественников-строителей, возвели в ее честь немало храмов. В этот период к югу от Асуана появилось святилище Дебод, которое в 1960 году было разобрано и возведено заново в Западном парке Мадрида. С конца эпохи фараонов и до начала римской эпохи еще несколько храмов были построены в Нубии. Храм Калабша (античное название - Талмис) был посвящен одновременно нубийскому богу Мандулису и Осирису с Исидой.

Но наиболее знаменит храм Исиды на острове Филе (по-египетски, П-и-лак). В связи с сооружением Асуанского водохранилища и угрозой затопления комплекс Филе был перенесен на другой остров, но нисколько не потерял своей величественности и романтичности. Решением застроить нильский остров Филе мы обязаны Нектанебу I, фараону из XXX династии. На середине острова в IV веке до н. э. начал возводиться большой храм, посвященный Исиде. Вскоре он стал одним из крупнейших мест культа Исиды в античном мире. Последующие фараоны только способствовали развитию культа «Божественной Супруги». Строительство продолжили римские императоры во II веке н. э. Храм был окончательно закрыт лишь в 537 году н. э. по приказу императора Юстиниана. Святилище погрузилось в забвение, а статуи из него перевезли в Константинополь. Гипостильный зал храма превратился в христианскую церковь - подтверждение тому, что культы Богородицы и матери-кормилицы Исиды были тесно связаны. И, несомненно, именно благодаря этой связи святилище Филе смогло просуществовать так долго, даже тогда, когда на смену политеизму пришла монотеистическая религия.

Исида с младенцем

Сидящая Исида, одетая в облегающее платье, держит на коленях маленького Гора и кормит его грудью. Парик в виде хищной птицы был, согласно древним верованиям, отсылкой к ее материнской роли. Эти статуэтки Исиды с младенцем чаще всего изготавливались по обету. На подставке одной из них мы можем прочесть посвящение: «Да даст почитаемая Исида, мать бога, жизнь и здоровье Кен-Хору, сыну Пади-Нейт, рожденному Херибу-Уаджит».

Исида посещает левую ногу Осириса

Легенда гласит, что после того, как Осирис был расчленен и куски его тела разбросаны по стране, левая нога, найденная Исидой, хранилась к западу от Филе, на острове Биге. Этот остров, погруженный в безмолвие, жрецы называли "иу-уаб" (чистый остров). Они организовали встречу Исиды с мощами покойного супруга. Отныне Исида - вернее, ее почитаемая статуя с Филе - каждые десять дней отправлялась на священной ладье к Осирису для Жертвенного возлияния молока. Это посещение имело совершенно особое значение, ведь именно здесь каждый год раньше всего слышали рев прибывающей воды. Знак приближающегося наводнения связывали с возрождением Осириса и природы, произошедшим благодаря Исиде. Красивый каменный павильон, построенный при римском императоре Траяне для священной ладьи Исиды, стал самым знаменитым памятником комплекса на острове Филе.

Дельта: распространение культа Исиды

На другом конце страны, в дельте Нила, фараоны XXX династии питали к Исиде не меньшее почтение. Так, поселение Бехбейт-эль-Хагар прославилось одним из крупнейших храмов, посвященных этой богине. Сегодня он полностью разрушен, хотя был сложен из гранитных блоков. Предполагается, что стиль барельефов, украшавших его стены, повлиял на декор храмов греко-римского мира. Кстати, именно в Риме, в главном святилище Исиды, построенном намного позже храмов Дельты, при императоре Калигуле, был обнаружен скульптурный каменный блок из храма Бехбейт-эль-Хагара. Это неопровержимое доказательство тесного контакта религиозных миров Древнего Египта и могущественного Рима. Кроме того, на стенах одной из вилл Геркуланума, города неподалеку от Помпей, нашли фреску с Исидой. Она изображена так точно, что можно с уверенностью предположить: художник уже видел подобные рисунки в кампанийском городе. Вернемся к Египту: даже в Гизе, знаменитой своими пирамидами, городе, который никогда не покидали люди, в саисскую эпоху (при XXVI династии) был храм Исиды. Недаром богиню называли «владычицей пирамид». Поклонялись ей и жители Александрии. Этот портовый город, производивший и экспортировавший предметы культа Исиды в греко-римский мир, способствовал распространению веры в «великую волшебницу». От греческих территорий до самых отдаленных провинций Римской империи, везде почитали таинственным образом зачавшую Исиду, кормилицу и любящую мать. И, судя по всему, в рассказе о Рождестве Христовом христианская религия кое- что почерпнула из этого мифа.

Исида, богиня всемирного культа

«Я - единая сущность, которую чтит весь мир в разных образах, под изменяющимися именами и совершая разные обряды: одни зовут меня Юноной, другие - Беллоной, третьи - Гекатой, четвертые - Рамнусией. Но народы двух Эфиопий и египтяне, сильные своим древним знанием, чтят меня подходящим мне культом и называют меня истинным именем - Царица Исида». (Слова Исиды, римская эпоха).

Эпитеты Исиды

Скорбные события, которыми был отмечен жизненный путь богини, отразились в ее эпитетах: прежде всего, она - «великое божество», «повелительница жизни» как новорожденного, так и умершего. Разве не она вернула к жизни своего мужа? Исида - «божественная кормилица» царя, ведь Гор, которого она держит на коленях и кормит грудью, по древним верованиям, воплощается в каждом фараоне. Как примерную супругу, ее именуют «безутешной вдовой», «той, кто ищет». В мифе, где богиня возвращает умершего к жизни, она уподобляется наводнению Нила, которое каждый год приходит из Нубии, чтобы оживить иссохшие земли возлюбленного Египта: она - «владычица Нубии». И наконец, Исиду называют «великой волшебницей» из-за ее могущества.

Исида-Сотис, богиня- звезда

Очень давно, на заре истории Древнего Египта жрецы-астрономы, составлявшие солнечный календарь, заметили в небе странное явление: исчезнув на семьдесят дней, звезда Сириус, которую египтяне называли Сотис, снова появлялась на уровне горизонта, и тут же всходило солнце. Сегодня это явление называют гелиакическим восходом. Люди заметили, что гелиакический восход Сириуса совпадал с началом ежегодного паводка на Ниле. И тогда звезда стала считаться пророчицей, предвестницей события, которого ждал весь Египет. Вода, целые потоки воды, наконец насыщала на несколько месяцев выжженную беспощадным солнцем землю. Будучи богиней-подательницей пищи, Исида очень быстро стала отождествляться с Сотис. «Я - та, кто дает благодатный паводок», - заявляет она. Иссушенный Египет нуждался в большом количестве воды, однако слишком сильный, как и слишком слабый паводок, мог ему навредить. От этого равновесия зависели все урожаи и, следовательно, существование целой страны. Гелиакический восход предвещал начало нового года, и Исида-Сотис стала его почитаемым символом.

Исида, защитница умерших

Исида, богиня, сумевшая воскресить своего мужа Осириса, коварно убитого завистником Сетом, естественным образом почиталась, как защитница всех умерших. И хотя по случаю похорон не существовало особых связанных с ней обрядов, она неизменно присутствовала на этих церемониях в виде изображений, которые древнеегипетские мастера рисовали или высекали на стенках саркофагов. Она оберегала людей от всех опасностей загробного мира, помогая им, как помогла однажды Осирису.

Так, например, мощный гранитный ящик, внутри которого помещался саркофаг Рамсеса III (Париж, Лувр), украшен изображением двух богинь: Нефтиды (в изголовье) и Исиды (в ногах). Супруга Осириса преклоняет колена над иероглифом «золото». Она простирает руки с большими крыльями коршуна в охранительном жесте. Эта поза напоминает один из главных символов богини: узел Исиды. Этот амулет похож на крест жизни анкх, однако отличается от него двумя свисающими концами.

Исида-врачевательница

Любовь, хотя и не лишенная властности, которую Исида питала к своему сыну Гору, а также способности к магии сделали эту богиню покровительницей матерей и их детей. Своими умениями, которым могла позавидовать любая женщина, она завоевала множество почитателей. Ведь Исида была способна спасти от любого яда, ее слов было достаточно, чтобы «вернуть жизнь в задыхающееся горло»! А ядовитые твари в Египте водились в изобилии! В этой пустынной стране, полной змей и скорпионов, дети подвергались постоянной опасности, и Исида, должно быть, часто слышала мольбы матерей, просивших вернуть жизнь их чадам.


Древнеегипетская богиня Исида

В египетской мифологии богиня Исида была богиней плодородия, ветра и воды, символом семейной верности, женственности, а также богиней мореплавания. Культ данной богини был широко распространен в Египте и даже далеко за его пределами, особенно в эпоху эллинизма. В Греко-римском мире ее очень часто называли «та, у которой тысяча имен». Исида была дочерью Нут и Геба , сестрой Нефтиды, Сета, Осириса (была также его супругой). Мать Гора . Главные легенды об Исиде связаны с мифами об Осирисе. Там она обычно выступает в качестве верной и преданной супруги. После того, как Сет убил Осириса, она отыскала тело мужа, похоронила его и, зачав от мертвого мужа, родила сына Гора, который обязан был отомстить убийце. В мифах достаточно подробно описывается жизнь богини в дельте Нила, где она, прячась от Сета, воспитывала Гора.

Однажды, когда она отсутствовала, ядовитая змея ужалила младенца. Его тело было неподвижно, а сердце его было бессильно, не бились сосуды маленького тельца. Исида закричала, призывая на помощь людей и богов. Откликнулся Тот, бог мудрости, который успокоил несчастную мать и исцелил Гора. Когда Гор вырос, Исида вместе с ним отправилась на суд эннеады (девять богов) и начала требовать для него царский престол (это законно – ведь он сын Осириса). Сет настоял, и Исида была отстранена от судебного разбирательства. Боги собрались на Внутреннем острове и запретили перевозчику доставлять на остров мать Гора. Однако мудрая богиня обманула Сета. Приняв образ старухи, она дала перевозчику красивое золотое кольцо, и он согласился переправить ее на заповетный остров. Там она обратилась в красивую девушку и рассказала Сету о сыне пастуха, которого ограбил чужеземец, лишив его умершего отца. Сет был возмущен подобной незаконностью и воскликнул, что чужеземца следует избить палкой. Этим он осудил, сам того не ведая, самого себя, признав, что наследство должно перейти к сыну.

Во всех дальнейших спорах и столкновениях Гора и Сета Исида всегда помогала своему сыну. Когда Сет проник в руку Гора и наполнил ее отравой, Исида оторвала больную руку и заменила ее здоровой. Она добилась того, чтобы Сет был осужден, а царем Египта стал ее сын Гор. Имя Исиды упоминается практически во всех текстах, посвященных Осирису. О ней также идет речь и в легенде о споре Сета с Гором.

В некоторых мифах Исида является вполне самостоятельной богиней и Осирис даже не упоминается. В магических текстах (стела Меттерниха), об Осирисе говорится лишь вскользь, на первом плане богиня и царица Исида . В мистериях, которые посвящены смерти и воскресению Осириса, Осирис молчал, зато Исида и ее сестра Нефтида произносили длинные речи, оплакивая погибшего Осириса. Отношения Исиды , Осириса и Гора считались чрезвычайно поучительным примером семьи. Однако подобная трактовка образа была далеко не изначальной. Сохранилось также упоминание, которое говорило о том, что Исида выступает на стороне Сета, злейшего врага сына и мужа. При этом такому поведению дается следующее объяснение: когда она, заступаясь за сына, бьет гарпуном в Сета, тот говорит «Чем виноват я перед тобой, Исида ? Отзови свой гарпун, поскольку я брат твой по матери». После этого он говорит, что Гор неродной для Исиды , поскольку он принадлежит к роду своего отца. Смущенная подобными речами, Исида забирает гарпун, а разъяренный подобным предательством Гор, отрубает ей голову. Данный вариант мифа – очень архаичен. Исида поступает в этом мифе согласно норм материнского права, в которых говорится, что брат по материнской линии – наиболее близкий человек. А Гор, как представитель следующего поколения богов, поступает уже по нормам отцовского права. Он намного теснее связан с отцом, а для матери гораздо менее дорог, чем родной брат. Данный древний миф был впоследствии включен в изложение мифа о споре Гора с Сетом, хотя он вовсе не вяжется с нитью повествования.

В самом начале Исида почиталась лишь в северной части дельты реки Нил, а центром ее культа был город Буто. Скорее всего, она олицетворяла собой небо, поскольку само ее имя («исет» - «трон, место») намекало на то, что от нее произошел солнечный бог Гор. Почитатели культа Исиды – рыбаки. Согласно мифу, когда с Гором случилось неприятность, они первыми прибежали на помощь.

Как богиня неба, она изображалась в виде коровы или красивой женщины с коровьими рогами на голове. Впоследствии владычицей неба становится мать Исиды Нут, а сама Исида принимает привычный образ помощницы и жены Осириса.

Почитали Исиду также и как богиню ветра, которая создает его своими крыльями, соответственно ее изображали как соколицу или женщину с крыльями. Вместе с Нефтидой и богиней Хекет Исида выступает покровительницей рожениц – богиня облегчающая роды и определяющую всю судьбу новорожденных.

Как жена Осириса, Исида периодически принимает его функции. Согласно Диодору Сицилийскому, она научила людей растить зерна и жать их. Греки отождествляли Исиду со своей богиней-матерью Деметрой . Однако, чаще всего, функции земледельца исполнял сам Осирис. Вместе с мифами о том, что вода Нила вытекает из его чрева, существовало представление о том, что река разливается от слез Исиды , которая горюет по супругу. По традициям античности, Исида властвовала не только над реками, но и над морями и покровительствовала морякам.

Ни один из богов египетской мифологии (за исключением Сераписа) не получил столь широкой популярности в античности, как Исида. В IV веке до н.э. храм Исиды был сооружен в Пирее на острове Делос. Известны также святилища, посвященные ей в Тифорее, Кенхрее и других греческих городах.

В Италии ее культ распространяется, начиная со II века до н.э., ей воздвигаются храмы в Помпеях, Риме, Беневенте и других городах. Существуют памятники, которые свидетельствуют о культе богини Исиды в Британии, Галлии и Испании. Первоначально ее культ связывался с культом Осириса, но в греко-римскую эпоху она становится самостоятельной и выдвигается на первый план, принимая на себя все больше функций супруга Осириса. Об Исиде много писали авторы античности. Культ Исиды также очень сильно повлиял на христианство. Образ богоматери с ребенком на руках восходит еще к образу Исиды с ребёнком Гором. Статуэтки богини остались как реликвии в некоторых средневековых церквях.

Исида, подобно ему, была дочерью богини неба Нут и бога земли Геба . Известнейший миф об Исиде рассказывает, как после предательского убийства Осириса завистливым братом Сетом , она после долгих странствий разыскала разбросанные убийцей куски тела мужа и соединила их, создав первую мумию . В Египте считалось, что разлив Нила – это слёзы, которые Исида проливает о погибшем супруге. При помощи волшебного заклинания, превратившись в самку коршуна и распластав по мумии мужа крылья, она смогла забеременеть от тела мёртвого Осириса. Исида родила от него сына Гора , которого пришлось скрывать от Сета в болотных тростниках Дельты Нила. Став взрослым, бог Гор отомстил погубителю своего отца.

Этот миф выделяет в Исиде начала женской любви и верности. Другие легенды выставляют на первый план её мудрость и магическую силу. По преданию, Исида смогла заполучить для себя первооснову волшебного знания: узнать истинное имя отца богов – Солнца-Ра . Из слюны самого Ра Исида создала змея, который укусил его. Страдая от яда, Ра в обмен на исцеление открыл Исиде своё тайное имя, с чьей помощью можно творить любые заклинания и подчинить все загадочные силы мира. Благодаря этому Исида прославилась как матерь разнообразных знаний, изобретательница лекарств и т. п. Свои магические навыки она передала и сыну, Гору.

Гор, отнявший у Сета похищенное им владычество над Египтом, позже почитался как божественный покровитель царской власти. Вследствие этого и родительнице Гора Исиде стали поклоняться как «Матери фараонов ». Она часто изображалась кормящей царей грудью. Её традиционным головным убором стал царский трон.

Культ Исиды был распространён в Египте не меньше, чем культ Осириса. На неё стали переносить черты, качества и деяния некоторых других богинь, прежде всего Хатхор . Царский трон на голове изображений Исиды нередко стал заменяться убором Хатхор – солнечным диском в обрамлении рогов коровы.

Крупнейший храм Исиды находился на острове Филе (близ Асуана), на самом юге Египта. Этот остров считался местом захоронения Осириса. Другие крупные храмы располагались в Коптосе, Абидосе и Дендере (где, согласно мифам, Исида была рождена богиней Нут). С Исидой связан особый символ-амулет – тет (тиет), несколько напоминающий анх . Небесными воплощениями этой богини египтяне считали звезду Соптед (Сириус, с восходом которого начинался разлив Нила) и созвездие Большой Медведицы.

Развалины храма Исиды на острове Филе

Благодаря своей необычайной важности, поклонение Исиде распространилось из Египта по всему древнему средиземноморскому миру. В эпоху эллинизма с ней сопоставляли финикийскую Астарту и греческую Деметру . Затем она стала почитаться в других странах и под своим собственным именем. Исида имела немало храмов в Элладе и Италии. Культ Исиды приобрёл здесь таинственные, чувственные, иногда безнравственные формы. К нему проявляли уважение императоры







Имя богини, вероятно, означает «сиденье», «трон» и идентично знаку, который она несет на своей голове. Таким образом, Изида, очевидно, была первоначально олицетворением тронного места и тем самым имела особое отношение к царю, чьей символической матерью она является. В мифе она нашла мертвого брата и мужа Озириса, от которого зачала сына Гора и которого похоронила и вместе со своей сестрой Иефтидой оплакивала. Сетующие богини изображались в символическом облике двух хищных птиц (коршунов). На стенках гроба она изображается в человеческом обличье и с распростертыми крыльями, чтобы обеспечить защиту умершим и подгонять к ним воздух жизни. Изида почиталась как «колдунья», которая могла защитить сына Гора - и вместе с ним также земных детей - от змей, хищных животных и других опасностей. В период Нового царства Изида тесно связывалась с Хатор, внешние признаки которой (коровьи рога с солнечным диском) она перенимает. У древних египтян богиня считалась «глазом Ра», Платон же, напротив, воспринимал ее как лунное божество. В эллинистический период Изида была защитницей мореплавателей и получила в качестве атрибута руль корабля.

Изида и Нефтида приветствуют священного быка Аписа, несущего мешок с частями тела Озириса.

Многоцветность есть знак жизненной силы. Символическая значимость пестрых одежд египетской Исиды с особой выразительностью передана Плутархом: "Что касается одежды, то у Исиды она пестрого цвета, ибо принадлежа к материи, энергия её становится всем и все в себе заключает: свет и тьму, день и ночь, огонь и воду, жизнь и смерть, начало и конец. Одеяние же Осириса не приемлет тень и пестроту и является одним чистым подобием света, ибо начало - беспримесно, и ни с чем не смешано первичное и сверхчувственное" (Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 77). Пантеру и Исиду сближают не только пестрота внешнего вида. В каждой из них сосредоточена энергия космических рождений, и обе они источают волшебный запах. Согласно Плутарху, тело и волосы Исиды излучали удивительный аромат (Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 15). То, что Плутарх далее говорит об Исиде, полностью приложимо к Пантере: "Исида есть женское начало природы и она вмещает в себя всякое порождение, почему Платон восхваляет её как "кормилицу" и как "всеобъемлющую", а большинство - как "многоименную" из-за того, что она принимает всяческие виды и формы, изменяясь по воле разумного начала" (Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 53). Многоцветность пантеры соотносится с бесконечной чередой зачатий, - обстоятельством, умалчиваемым автором "Физиолога". Однако языческая полнота жизни оказалась не до конца скрытой под покрывалом христианского смирения. У Данте радужное многоцветие Ада тождественно греховной фантасмагории лжи. В семнадцатой песне Ада Данте встречает великана со змеиным телом "в узоре пятен и узлов цветистых", на чьем хребте путники сходят в глубину: таков Герион - "образ омерзительный обмана" (Ад. XVII. 13-18) . На миниатюрах средневековых бестиариев шкура пантеры разрисована яркими сочными красками. В этом можно видеть отражение глубинной памяти о сакральной пестроте. Рассмотрим различные аспекты обозначенной темы. Согласно Павсанию, бог-хранитель города Элиды был изображен в хламиде, усеянной звездами (Павсаний. VI. 25. 4). Откликаясь на разные слухи о мифологических персонажах и считая их ложью, Павсаний произносит не очень ясную фразу: "Слыхал я и многое другое, будто грифы в таких же пятнах, как и леопард" (Павсаний. VIII. 2. 7). Выше говорилось о Кибеле, в свиту которой входят грифоны. В басне Эзопа "Лисица и барс" эти звери спорят между собой, кто из них красивее. Барс на все лады хвастался своей испещренной шкурой. А лисица в ответ заявила, что у нее столь же изощрена душа (Басни Эзопа. 12; См.т.ж.: Плутарх. Пир семи мудрецов. 12). Из описания Иосифа Флавия известно, как выглядел занавес в Иерусалимском Храме. Храм имел два помещения; во внутреннее вели золотые двери в 50 локтей высоты и 16 ширины. "Перед дверьми висел, скрывая их, такой же величины занавес вавилонской работы, расшитый гиацинтом, виссоном*, багрецом и пурпуром**, - произведение, достойное всяческого удивления. Подобное смешение материалов не было случайным, но долженствовало служить подобием мироздания: багряница обозначала огонь, виссон - землю, гиацинт - воздух, а пурпур - море. Багряница и гиацинт были избраны для этой цели по сходству цвета, а два остальных - из-за своего происхождения, так как виссон происходит от земли, а пурпур - от моря. Шитье на занавесе представляло собой полный обзор неба, за исключением знаков зодиака" (Иосиф Флавий. Иудейская война. V. 5. 4). Пестрота смешанных красок выступает подобием мироздания, шкура пантеры также может быть уподоблена Космосу.

  • Виссон - лен; Павсаний (Описание Эллады. V. 5. 2) пишет: "Лен же в Элладе по своей тонкости не уступает еврейскому, но он не такой золотистый".
    • Пурпур, скорее всего, - ткань, окрашенная в красный цвет веществом, добываемым из морских раковин, см.: Павсаний. Описание Эллады. III. 21. 6.

Плутарх в "Застольных беседах", задавшись вопросом, каков бог у иудеев, рассуждение на эту тему вложил в уста афинянина Марагена - участника дионисийских таинств, который утверждает, что это Дионис. Мараген объясняет, что иудейские обряды напоминают дионисийские: первосвященник во время праздника носит на голове лидийскую митру, одет в оленью шкуру, шитую золотом, и длинный хитон, с одежды у него свешиваются колокольчики, как у вакхантов (Плутарх. Застольные беседы. IV. 6. 2). Согласно описанию Иосифа Флавия, одеяние первосвященника Иерусалимского Храма выглядело более впечатляюще: "Для совершения службы он надевал пояс, покрывавший ему бедра вплоть до чресел, и нижнюю одежду из льна, а сверху облекался в облегающую тело и спускающуюся до самых пят гиацинтовую одежду, обшитую кистями. На этих кистях висели, чередуясь друг с другом, золотые колокольчики и гранатовые яблоки: первые долженствовали служить символом грома, а вторые - молниями. Верхняя одежда прикреплялась к груди разноцветной повязкой, сплетенной из пяти лент тех же самых материалов - золота, пурпура, багряницы, виссона и гиацинта, - из которых, как мы уже рассказывали, были сотканы храмовые занавески. Из них же было сделано и наплечное одеяние, но золота в нем было больше, чем остальных материалов. [...] Голову покрывала тиара: она была из висона, а сверху увенчивалась гиацинтовой тканью; вокруг нее шел ещё один венец, золотой, с вырезанными в нем священными буквами, именно, четырьмя гласными. Однако это облачение он надевал не во всякое время (обыкновенно он носил более простые одежды), а лишь тогда, когда вступал в Святая Святых" (Иосиф Флавий. Иудейская война. V. 5. 7). Для нас важно следующее: пестрые одеяния и украшения первосвященника воспринимались сторонними наблюдателями как одежда из пестрой оленьей шкуры. Истинным гимном земным творениям звучат слова Иеронима Стридонского в "Письме к Фабиоле": "Итак, справедливо, что первосвященник Божий, нося на одеждах своих изображение всех тварей, показывал тем самым, что все нуждается в милосердии Бога; а когда приносил Ему жертвы, - жертвы эти были искупительными за весь мир; так что, и словом и одеждою, он молился не за детей, не за родных и близких, а за все творение" . Подобно тому, как мифическая пантера собирает вокруг себя всех животных, первосвященник облачается в одеяние, покрытое изображениями всех тварей. Разница лишь в том, что в ритуале символы животных сведены до уровня условных знаков. В апокрифическом "Завещании Авраама", популярном в Средние века, Бог посылает Смерть за Авраамом, предварительно повелев ей скрыть дикость, гниль и горечь и навлечь красоту, чтобы она своим появлением не испугала праведника. "Услышав сие, отошла Смерть от лица Всевышнего и навлекла на себя одежды блестящие, и сделала облик свой подобным Солнцу, и стала красива и прекрасна превыше всех сынов человеческих. [...] И вот, аромат благоуханный начал доходить до него и сияние света. Обернувшись же, увидел Авраам Смерть, идущую к нему во многой красе и славе". Авраам, не поверив тому, что перед ним Смерть, просит её явиться в истинном обличье. "Тогда совлекла с себя Смерть всю свою красоту и прелесть, и всю славу и вид солнцеподобный, который приняла, и облачилась в одежды тирана. И сделала лик свой мрачным - лютее, чем лик всевозможных зверей, и всяческой нечистоты не-чистее. И явила она Аврааму головы дракона огненные числом семь, и лики числом четырнадцать, дышащие огнем и великою лютостью: и темный лик, и мрачный лик ехиднин, и лик кручи ужаснейшей, и лик аспида лютый, и лик льва ужаснейшего, и лик змеи рогатой и василиска" Превращения в облике Смерти возвращают нас к теме противостояния благоухающей пантеры и зловонного дракона.

Исида - егип. ,s.t; греч. S.Іsis

В египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания (см. рис.). Культ И. пользовался широкой популярностью в Египте и далеко за его пределами, особенно со времени эллинизма. В греко-римском мире её называли «та, у которой тысяча имён». И. - дочь Геба и Нут, сестра Осириса (и его супруга), Нефтиды, Сета, мать Гора (см. рис.). Основные повествования об И. тесно переплетены с мифом об Осирисе. В мифах И. обычно выступает как верная и преданная супруга. После убийства Осириса Сетом она, отыскав тело мужа, погребла его и, зачав от мёртвого Осириса, родила сына Гора, который должен был отомстить Сету. В мифах подробно описывается жизнь И. в болотах дельты Нила, где она, спасаясь от преследований Сета, воспитала сына Гора. Однажды в её отсутствие ядовитая змея ужалила «прекрасного, золотого, невинного младенца. Его тело было неподвижно, его сердце было бессильно, не бились сосуды его тела» («Исида и Гор в болотах Дельты», текст т. н. стелы Меттерниха (см. рис.)). И. подняла крик, призывая на помощь богов и людей. Бог мудрости Тот успокоил несчастную мать и своими заклинаниями исцелил Гора. Когда Гор подрос, И. явилась с ним на суд эннеады (девятки богов) и стала требовать для него, как законного сына Осириса, царский престол. По настоянию Сета она была отстранена от участия в судебном разбирательстве. Боги-судьи собрались на Внутреннем острове и строго запретили перевозчику Немти доставлять туда И. Однако мудрая богиня перехитрила Сета. Приняв образ старухи, она подкупила перевозчика золотым кольцом, и он переправил её на заповедный остров. Там она превратилась в прекрасную девушку и рассказала Сету вымышленную историю о сыне пастуха, которого ограбил какой-то чужеземец, лишив его стад умершего отца. Сет возмутился незаконностью такого поступка и воскликнул, что чужеземца следует побить палкой. Этим он невольно осудил самого себя и признал, что наследство отца должно быть передано сыну.

В дальнейших спорах и столкновениях Гора с Сетом И. помогала своему сыну. Когда жизненная сила Сета проникла в руку Гора и наполнила её отравой, то И. оторвала руку и заменила её здоровой. Она добилась осуждения Сета и признания царём Египта своего сына. Имя И. упоминается почти во всех религиозно-магических текстах, посвящённых Осирису. О ней идёт речь в мифе о споре Гора с Сетом (сохранившемся на папирусе Честер Битти I). В некоторых вариантах мифов (миф о Ра и змее, сказка о фараоне Хуфу и чародеях) И. действует вполне самостоятельно и Осирис даже не упоминается. В магических текстах, написанных на т. н. стеле Меттерниха, об Осирисе упоминается лишь вскользь, а И. стоит на первом плане («Гор и Исида в болотах Дельты» и другие тексты). В мистериях, посвящённых смерти и воскресению Осириса, Осирис безмолвствовал (фигурировала его статуя, которую опускали, подымали и поворачивали), зато И. и её сестра-помощница Нефтида (их изображали жрецы) произносили длинные речи, оплакивая Осириса («Призывания И. и Нефтиды» (см. рис.). Отношение И. к Осирису и Гору считалось в Египте и затем в античном мире поучительным примером семейных добродетелей. Однако такая трактовка образа И. не являлась изначальной. Сохранилось глухое воспоминание об И., выступающей на стороне Сета, злейшего врага её мужа и сына. При этом даётся объяснение такого поведения. Когда она, заступившись за сына, вонзает свой гарпун в Сета, тот восклицает: «Что сделал я против тебя, сестра моя Исида? Позови свой гарпун, да отпустит он меня, ибо я брат твой по матери!». Потом он говорит, что Гор является для И. чужеземцем (то есть принадлежит не её роду, а роду своего отца). Смущённая этими речами, И. отзывает свой гарпун и разъярённый таким предательством Гор отрубает своей матери голову. Этот вариант мифа является глубоко архаическим. И. поступает здесь в соответствии с нормами материнского права, когда брат по материнской линии является самым близким человеком. Гор, как представитель нового поколения богов, действует уже по нормам отцовского права. Он теснее связан с отцом, а для матери менее дорог, чем родной брат. Этот древнейший вариант мифа был затем искусственно включён в свободное изложение мифа о споре Гора с Сетом, хотя он совершенно не вяжется с общей тенденцией повествования.

В мифе о Ра и змее И. выступает как злая волшебница. Она создает и насылает на верховного бога Ра ядовитую змею. Ужаленный бог молит «великую чарами» И. об исцелении, и она спасает его только после того, как он открывает ей свое настоящее имя. Затем И. получает магическую власть над царем богов.

Подобно вавилонской богине Иштар, И. постепенно превращается из злой богини, которая борется за власть с богом Ра и враждует даже со своим сыном Гором, в добрую и благодетельную владычицу. Создается классический образ И. - любящей жены и матери, защищающей права своего мужа и сына. Первоначально И. почиталась в северной части дельты Нила и центром ее культа был город Буто. Она, вероятно, олицетворяла небо, и само ее имя (егип. Исет, «трон», «место») намекало на рождение ею солнечного бога Гора. Почитателями И. в первую очередь были обитавшие в районе Буто рыбаки. Согласно мифу, когда с Гором случилось несчастье, то они первыми прибежали к ней на помощь («И. и Гор в болотах Дельты» (см. рис.). Как богиня неба И. изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове. В дальнейшем (после создания гелиопольского пантеона, т. н. Великой эннеады) владычицей неба признается мать И. богиня Нут, а сама И. выступает уже в классическом образе супруги и помощницы Осириса.

Почиталась И. и как богиня ветра, создавшая его взмахами своих крыльев; соответственно ее (как и сестру Нефтиду) изображали в виде соколицы или крылатой женщины. Вместе с той же Нефтидой, а также богиней Хекет И. выступает как покровительница рожениц, облегчающая роды и определяющая судьбу новорожденных царей («Сказка о Хуфу и чародеях»).

Как супруга Осириса , И. воспринимает порой его функции. По сообщению греческого историка Диодора Сицилийского (следовавшего египетской традиции), она научила людей жать, растирать зерна; греки отождествляли И. с богиней Деметрой. Однако, как правило, функции земледельца выполняет сам Осирис. Наряду с представлением о водах Нила, вытекающих из тела Осириса, существовало представление о разливе великой реки, переполненной слезами И., горюющей по супругу. Судя по античной традиции, И. была владычицей не только речных, но и морских вод и покровительницей моряков. Возможно, что это представление восходит к ранним египетским верованиям. Сохранились изображения И. с лодкой в руках.

Ни одно египетское божество (за исключением Сераписа) не получило такой широкой популярности в греко-римском мире, как И. В 4 в. до н. э. храм И. был построен в Пирее, во 2 в. до н. э. на острове Делос. Известны также святилища И. в Тифорее (близ Дельф), в Кенхрее (около Коринфа) и других местах Греции. В Италии культ И. распространяется начиная со 2 в. до н. э.; воздвигаются храмы И. в Риме, Помпеях, Беневеяте и других городах. Имеются памятники, свидетельствующие о культе И. в Галлии, Испании, Британии. Если сначала её культ связан с культом Осириса, то в греко-римскую эпоху он приобретает самостоятельное значение, и И. выдвигается на первый план, принимая на себя многие функции Осириса. Об И. писали многие античные авторы (с благоговением Плутарх и Апулей, с иронией Лукиан из Самосаты и Ювенал).

Культ И. повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу И. с младенцем Гором. Статуэтки И. сохранялись как реликвии в некоторых средневековых церквах (в Сен-Жермене, Кёльне).

Образ И. получил отражение в поэзии [напр., у О. Уайльда («Сфинкс»), В. Брюсова («Жрец Исиды», «Встреча») и др.].

Лит.: Коцейовский А., Иератическая часть Берлинского папируса 3008. Призывания Исиды и Нефтиды, «Записки классического отделения Русского археологического общества», 1913, т. 7, с. 133-87; Mоpэ А., Мистерии Изиды, в его кн.: Цари и боги Египта, пер. [с франц.], М., 1914, с. 171-225.

Д. Г. Редер

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Исида, С. 7 и далее. Мифы народов мира, С. 3431 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 571 Словарь)]