Кто такие ессеи историки и эзотерики. Ессеи. тайное братство ессеев. Вероучение и устройство

Ессе́и - ответвление иудейства, секта, существовавшая во времена Второго Храма, в частности - в период земного служения Христа (ориентировочно от II века до Р. Х. по третью четверть I в. от Р. Х.).

Чем ессеи отличались от представителей иудейства вообще?

Как известно, ко времени окончания периода Ветхого Завета религиозно-нравственное состояние иудеев не отвечало требованиям этого . Ложное, извращенное отношение к требованиям Божественной воли не позволило многим из них распознать во Христе Истинного ().

Между тем среди иудеев были и такие верующие, кто не только на словах, но и на деле стремились жить правильной и возвышенной жизнью (другое дело, что само понятие правильной и возвышенной жизни часто носило субъективный характер). Иногда такие люди ограждались от общества, вступая в особые, своего рода аскетические общины, где, как считалось, условия жизни отвечали нормам .

Такой общиной была секта Ессеев. Иногда (и нужно сказать, небезосновательно) её отождествляют с общиной, обитавшей возле Мертвого моря, в районе Вади-Кумран. Именно там, в 1947 году и в дальнейшем было обнаружено множество древних манускриптов, получивших, затем, всемирную известность как «Свитки Мертвого моря». Помимо библейских текстов свитки содержали свидетельства об условиях жизни местных поселенцев.

Для ессеев была характерна общность имущества, отсутствие деления на хозяев и рабов, уклонение от корыстолюбия, безбрачие. При этом они не чуждались брать на воспитание детей. Встреч с единоплеменниками, не входящими в состав их общины, они избегали.

Присоединение к секте было возможно после прохождения определенного искуса и испытания (как правило оно длилось три года).

Члены общины подчинялись строгому внутреннему Уставу, а также большинству и старшинству.

Ессеи верили в Единого Бога, признавали бессмертие души, чтили законоположника Моисея (тот, кто хулил Моисея, наказывался смертью), соблюдали субботы, остерегались произносить клятвы, молились при восходе и при заходе солнца, совершали очистительные жертвоприношения (но не в храме).

В столовой ессеи пребывали в тишине, словно в святилище. Повседневный обед членов общины состоял из одного блюда и хлеба.

Из земных занятий они предпочитали земледелие; кроме того занимались исследованием целебной силы растений, практиковали врачевание больных.

Совершавшие тяжкие грехи изгонялись из секты. Бывало, что таковые, будучи связаны присягой и убеждением в недопустимости принимать пищу не из рук собрата, питались исключительно зеленью и, как следствие, умирали. Иногда вконец обессиленные изгнанники принимались обратно.

Отче, меня интересует следующий вопрос – кем были ессеи и являлись ли они сектантами? У меня один из моих родственником увлекся изучением их текстов, не будет ли это для него душевредным чтением? Спаси Господи!

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Ессеи составляли одну из трех сект (вместе с фарисеями и саддукеями) в Палестине во время земной жизни Иисуса Христа.

Первые упоминания об ессеях относятся ко времени правления первосвященника Ионафана из рода Маккавеев (160-143 гг. до Р.Х.). Сведения о них имеются у Филона Александрийского, Иосифа Флавия и Плиния Старшего. У последнего есть сообщение, что ессеи жили близ Мертвого моря. Это дало возможность большинству исследователей отождествить их с общиной, которая жила в районе Вади-Кумран. Среди найденных в 1947 и последующих годах свитков имеются документы достаточно полно характеризующих жизнь поселенцев. Община просуществовала до 68 года и в ходе Иудейской войны была полностью уничтожена Десятым римским легионом.

Отличительной чертой ессеев была обособленность. Они избегали встречи с остальными соплеменниками, жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в свое сообщество и других, после трехлетнего испытания. Иосиф Флавий пишет, что они владели общей собственностью. Они не приносили жертв в Храме, а совершали собственные очистительные жертвоприношения. По мнению некоторых исследователей, ессеи, возможно, испытывали влияние зороастрийской религиозной мысли, поскольку мир представлялся им ареной борьбы между силами добра и зла, света и тьмы, истины и лжи. Это ярко выразилось в свитке из 1-й пещеры Кумрана, найденного в 1947 году, «Война сынов Света против сынов тьмы» (1Q М и 4Q Ма).

Приведем о ессеях подробную выписку из Иосифа Флавия, который является свидетелем, ибо он в молодости три года жил в пустыне с ессеями, но затем вернулся в Иерусалим. Биографы полагают, что, возможно, он не выдержал трехлетнего испытательного срока, установленного ессеями для своих приверженцев: «Своеобразен также у них обряд богослужения. До восхода солнца они воздерживаются от всякой обыкновенной речи; они обращаются тогда к солнцу с известными древними по происхождению молитвами, как будто испрашивать его восхождения. После этого они отпускаются своими старейшинами, каждый к своим занятиям. Поработавши напряженно до пятого часа, они опять собираются в определенном месте, опаясываются холщевым платком и умывают себе тело холодной водой. По окончании очищения они отправляются в свое собственное жилище, куда лица, не принадлежащие к секте, не допускаются, и очищенные, словно в святилище, вступают в столовую. Здесь они в строжайшей тишине усаживаются вокруг стола, после чего пекарь раздает всем по по-рядку хлеб, а повар ставит каждому посуду с одним единственным блюдом <...> Кто уличается в тяжких грехах, того исключают из ордена; но исключенный часто погибает самым несчастным образом. Связанный присягой и привычкой, такой человек не может принять пищу от не собрата – он вынужден, поэтому, питаться одной зеленью, истощается, таким образом; и умирает от голода. Вследствие этого они часто при-нимали обратно таких, которые лежали уже при последнем издыхании, считая мучения, доводившие провинившегося близко к смерти, достаточной карой за его прегрешения <...> После Бога они больше всего благоговеют пред именем законодателя [пророка Моисея]: кто хулит его, тот наказывается смертью. Повино-ваться старшинству и большинству они считают за долг и обязанность, так что если десять сидят вместе, то никто не позволит себе возражать против мнения девяти. Они остерегаются плевать пред лицом другого или в правую сторону <...> Подобно эллинам они учат, что добродетельным назначена жизнь по ту сторону океана – в местности, где нет ни дождя, ни снега, ни зноя, а вечный, тихо приносящийся с океана нежный и приятный зефир. Злым же, напротив того, они отводят мрачную и холодную пещеру, полную беспрестанных мук» (Иосиф Флавий. Иудейская война. Кн. вторая. Гл. восьмая). Приведенные цитаты убеждают, что в учении ессеев были элементы язычества. Некоторые исследователи считают, что ессеи восприняли их от халдеев.

Не трудно увидеть принципиальные расхождения между христианами и ессеями. Последние, несмотря на строгую мораль, доходившую до аскетизма, стояли на почве ветхого закона. Они искали спасения в Законе Моисея. Им была недоступна новозаветная спасительная благодать. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые (Мк.2:22).

Увлечение подобными текстами, также как и повышенный интерес к апокрифам, порождая иллюзию духовной жизни, дает удобный повод не радеть о своем исправлении и спасении.

Регулярная исправленная статья

Помещение, идентифицируемое как "помещение для переписки рукописей" (L30) в Кумране.

Ессеи - еврейская религиозная секта конца эпохи Второго храма (2 в. до н. э. – конец 1 в. н. э.), известная главным образом по описаниям Иосифа Флавия , Филона Александрийского и Плиния Старшего.

Основные сведения

Мнения ученых относительно греческого названия «ессеи» (esseni) расходятся; наиболее распространенные теории: от ивритского חֲשָׁאִים , `молчаливые` или חֲסִידִים , `благочестивые`; от сирийского חסין , `благочестивые`; от арамейского אסא , `исцелять`.

Образ жизни ессеев

Ессеи никогда не были многочисленны; Филон сообщает, что в его время (первая половина 1 в. н. э.) насчитывалось около 4000 ессеев. К концу 1 в. до н. э. большинство ессеев сосредоточилось на северо-западном берегу Мертвого моря ; остальные были рассеяны в нескольких сельских районах.

Ессеи жили в обособленных мужских коммунах, представлявших собой братства - каждая в особом доме; имели общий стол; младшие чтили старших, как дети отцов. Они не отрицали брак, но считали, что безбрачие лучше. Одна из частей секты позволяла своим членам вступать в брак, но только для продолжения рода. Как только жена беременела, муж прекращал общение с ней.

В общинах ессеев практиковалось строжайшее соблюдение законов Торы, причем особое значение придавалось ритуалам, в первую очередь, связанным с субботой и законами святости и чистоты, предписываемыми коhенам в книге Левит . По рассказу Филона , ессеи не приносили кровавых жертв (по Флавию - они не приносили их жертв лишь в иерусалимском храме). По словам Иосифа Флавия, Моше ессеи ставили непосредственно после Бога и хулу на него наказывали смертью.

Члены общин занимались физическим трудом, преимущественно земледельческим, пчеловодством, скотоводством, ремеслами, врачеванием (посредством произнесения заклинательных формул и стихов). Они не делали оружия и отвергали войну, признавали лишь общую собственность, безусловно отрицали рабство , всячески помогали друг другу, учили, что все они братья между собой. Все потребное для себя они изготовляли сами, избегая сношений с торговцами.

Все имущество находилось в совместном владении; общими были трапезы, молитвы и ритуальные омовения (Флавий, Война 2:129). Все свободное от работы время ессеи посвящали изучению священных книг. Теософию они считали праздной болтовней, но много занимались аллегорическим толкованием Библии и учением о нравственности.

Принятию нового члена предшествовал трехлетний испытательный срок. Перед тем, как быть допущенным к совместной трапезе членов коммуны, прошедший испытание давал клятву, в которой принимал на себя обязательство быть благочестивым, справедливым, не делать зла ни по своей воле, ни по принуждению, ненавидеть нечестивых и поддерживать праведных, быть преданным человеческому роду, лояльным к властям (ибо всякая власть исходит от Бога), любить истину и ненавидеть ложь, не красть, не стяжательствовать, не иметь тайн от членов братства и не предавать братьев даже под угрозой смерти и т. п.

Презирая украшения, ессеи не мазались маслом, носили одну и ту же одежду до совершенной негодности, но на свои трапезы надевали всегда белые одежды особого покроя. Их доходами распоряжались на общую потребу избранные ими попечители и священники.

Помогали бедным и не принадлежащим к ордену. Вставали до восхода солнца и не говорили ни о чём житейском; приветствовав солнце молитвой, они отпускались начальствующими (без ведома которых не позволялось ничего делать, кроме дел милосердия достойным и подачи пищи голодному) на работы, по окончании которых купались в холодной воде (что имело значение религиозного очищения) и садились затем, надев чистую одежду (в особом доме, в который вход посторонним запрещался), за трапезу, имевшую вид священнодействия.

За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали от голода; искренне раскаявшихся принимали обратно. Судей у ессеев было не менее 100. В исполнении законов своего ордена ессеи были очень строги; славную смерть предпочитали постыдной жизни.

Орден разделялся на четыре степени (не считая степени испытуемых), по времени вступления, причём одна степень отделялась от другой так строго, что высшие чрез соприкосновение с низшими становились нечистыми. Ессеям, особенно глубоко изучившим Священное Писание и приготовленным особыми аскетическими очищениями, приписывали дар предсказывать будущее.

Ессеи учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека улетает на небо. Для праведной души место вечной жизни - в блаженных полях по ту сторону океана; злые души вечно мучаются в холоде и мраке. Ессеи верили в предопределение.

Многие из ессеев приняли активное участие в Иудейской войне .

Ессеи и другие секты

Из других еврейских сект этой эпохи, практиковавших отшельнический образ жизни, известны египетские терапевты , гемеро-баптисты и община Кумрана ; о степени близости кумранской общины к ессеям мнения исследователей расходятся. Находят связь идеологии ессеев с терапевтами , расходясь (Гфрёрер и Газе) в вопросе о том, которое из этих учений предшествовало другому.

Столь же различны мнения по вопросу об отношении ессеизма к христианству. Из древних Евсевий Кесарийский и блаженный Иероним думали, что египетские терапевты - отрасль ессеев и не что иное, как первые александрийские христиане, обращенные апостолом Марком, а хранимые ими «писания древних мужей» - евангелия и послания апостолов. Это мнение Евсевия отвергнуто на основании хронологических соображений, не допускающих одновременности терапевтов и евангелия Марка.

Некоторые ученые полагают, что ряд элементов доктрины и практики ессеев стал органичной частью структуры христианской церкви периода апостолов. Грец , отрицая подлинность сочинения Филона о терапевтах, приписывал его христианину какой-либо энкратитогностической или монтанистической секты, а терапевтов признавал христианами, но не первыми слушателями евангелия Марка, а аскетами еретического направления.

Учёные сходятся в том, что ессеизм до некоторой степени подготовил почву для восприятия христианства, и что среди первых последователей Иисуса было много ессеев; но именно из них образовались те иудействовавшие гностические секты, против которых предостерегали апостолы.

Также ведется дискуссия по поводу свитка 7Q5 из Кумранских рукописей , возможно являющимся самым древним из известных отрывком из Евангелия от Марка.

В Новом завете нет упоминаний о ессеях. Возможно, однако, что

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.

И Плиния Старшего . Во времена первых двух названных историков ессеев было около 4000. Рассеянные в Иудее , они жили сначала в городах и деревнях, под именем ассидеев, и, как думают новейшие учёные, составляли ту национальную партию в еврействе , которая боролась с другой, более могущественной партией - эллинистов . Затем, по Филону, почувствовав отвращение к испорченным нравам городов, а по мнению новейших исследователей, потеряв надежду на успех в борьбе за национальные начала еврейской жизни, ессеи удалились на северо-запад от Мёртвого моря и, составив там обособленные колонии, избегали встречи с остальными соплеменниками даже в Иерусалимском храме , образовали из себя строго замкнутый орден , жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в своё сообщество и других - после трёхлетнего испытания.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    При приёме вступающий в орден должен был дать обет:

    • чтить Бога
    • быть справедливым ко всем
    • никому не вредить
    • быть врагом неправды
    • сохранять верность властям
    • достигнув власти, не превозноситься
    • не отличать себя от других особой одеждой и украшениями
    • обличать ложь и любить истину
    • ничего не утаивать от сочленов и о них ничего посторонним не сообщать
    • воздерживаться от незаконной прибыли
    • догматов ессейского учения никому не передавать
    • не употреблять клятвы
    • верно хранить писания (древние книги) ессеев и иудеев и имена ангелов (по Тосту и Грецу - таинственные имена Божии)
    • не приносили кровавых жертв (по Флавию - они не приносили этих жертв лишь в Иерусалимском храме)
    • усердно занимались
      • земледелием
      • пчеловодством
      • скотоводством
      • ремеслами
      • врачеванием (посредством дыхательной гимнастики и произнесения заклинательных формул и стихов)
    • не делали оружия и отвергали войну до пришествия Мессии, но готовились к войне против сил Зла на стороне Мессии
    • признавали лишь общую собственность
    • безусловно отрицали рабство
    • помогали друг другу всячески
    • учили, что все они братья между собой [ ]

    Обычаи

    Все потребное для себя они изготовляли сами, избегая отношений с торговцами. Много занимались аллегорическим толкованием Святых Книг и учением о нравственности. Жили они не по одиночке, а общинами, каждая в особом доме; имели общий стол; младшие чтили старших, как дети отцов, окружая их всякой заботливостью. По словам Иосифа Флавия, Моисея ессеи ставили непосредственно после Бога (почему особенно строго чтили субботу) и хулу на него наказывали смертью. Жили они, вообще, безбрачно, не потому, что отрицали брак, а потому что считали безбрачие выше брака. Одна отрасль секты позволяла своим членам вступать в брак; но, как скоро жена беременела, муж прекращал с нею общение, желая доказать, что взял её не для удовольствия, а для произведения детей. Презирая украшения, ессеи не мазались маслом, одежду носили одну и ту же до совершенной её негодности, но на свои трапезы надевали всегда особого покроя белое платье. Их доходами распоряжались на общую потребу избранные ими попечители и священники. Помогали бедным и не принадлежащим к ордену. Вставали до восхода солнца и не говорили ни о чём житейском; приветствовав солнце молитвой (что вовсе не означает, вопреки мнению некоторых, парсизма), они отпускались начальствующими (без ведома которых не позволялось ничего делать, кроме дел милосердия и подачи пищи голодному) на работы, по окончании которых купались в холодной воде (что имело значение религиозного очищения) и садились, надев чистую одежду (в особенном доме, в который вход посторонним запрещался), за трапезу, имевшую вид священнодействия. За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали голодной смертью; искренно раскаявшиеся принимались обратно. Судьи у ессеев (числом не менее 100) были «строги и справедливы». В исполнении узаконений своего ордена ессеи были очень строги; славную смерть предпочитали постыдной жизни. Орден разделялся на четыре степени (не считая степени испытуемых), по времени вступления, причём одна степень отделялась от другой так строго, что высшие через соприкосновение с низшими становились нечистыми. Ессеям, особенно глубоко изучившим Священное Писание и приготовленным особыми аскетическими очищениями, приписывали дар предсказывать будущее. Ессеи учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека улетает на небо; для праведной души место вечной жизни - в блаженных полях по ту сторону океана; злые души вечно мучаются в холоде и мраке. Ессеи верили в предопределение.

    Происхождение

    По мнению немецкого церковного историка Августа Неандера , ессейское учение заимствовано от халдеев , со времени плена вавилонского. По мнению Деллингера, в основе ессеизма лежат больше греческие, пифагорейские идеи, чем собственно иудейские. Эвальд, Грец и Иост считают ессеизм учением чисто иудейского происхождения, различно объясняя его отношение к фарисейству и саддукейству . Находят также генетическое отношение ессеев с египетскими терапевтами , расходясь (Гфрёрер и Газе) в вопросе о том, которое из этих учений предшествовало другому.

    Ессеи и христианство

    Столь же различны мнения по вопросу об отношении ессеизма к христианству. Из древних Евсевий Кесарийский и блаженный Иероним думали, что отрасль ессеев - египетские терапевты - была не что иное, как первые александрийские христиане, обращенные апостолом Марком , а хранимые ими «писания древних мужей» - евангелия и послания апостолов. Это мнение Евсевия отвергнуто на основании хронологических соображений, не допускающих одновременности терапевтов и евангелия Марка. Из современных учёных Грец, отрицая подлинность сочинения Филона о терапевтах, приписывает его христианину какой-либо энкратитогностической или монтанистической секты, терапевтов же признаёт христианами, но не первыми слушателями евангелия Марка, а аскетами еретического направления.

    Учёные сходятся в том, что ессеизм до некоторой степени подготовил почву для воспринятия христианства и что между первыми массами последователей Иисуса было много ессеев; но из них-то именно образовались те иудействовавшие гностические секты, против которых предостерегали апостолы .

    Кумранские рукописи

    Одна из самых популярных гипотез гласит, что именно Кумранская община ессеев являлась владельцем так называемых Свитков Мёртвого моря , или Кумранских рукописей - большого количества (около 1000) манускриптов, обнаруженных в пещерах Кумрана и являющихся наиболее древними известными фрагментами Пятикнижия . Также ведется дискуссия по поводу свитка 7Q5 , возможно являющимся самым древним из известных отрывком из Евангелия от Марка . Согласно данной гипотезе, ессеи спрятали свитки в близлежащих пещерах во время еврейских восстаний в 66 г н. э. незадолго до того, как они были перебиты римскими солдатами.

    Иосиф Флавий о ессеях

    Приведем о ессеях подробную выписку из Иосифа Флавия, который является свидетелем, ибо он в молодости три года жил в пустыне с ессеями, но затем вернулся в Иерусалим. Биографы полагают, что, возможно, он не выдержал трехлетнего испытательного срока, установленного ессеями для своих приверженцев: «Своеобразен также у них обряд богослужения. До восхода солнца они воздерживаются от всякой обыкновенной речи; они обращаются тогда к солнцу с известными древними по происхождению молитвами, как будто испрашивать его восхождения. После этого они отпускаются своими старейшинами, каждый к своим занятиям. Поработавши напряженно до пятого часа, они опять собираются в определенном месте, опаясываются холщевым платком и умывают себе тело холодной водой. По окончании очищения они отправляются в свое собственное жилище, куда лица, не принадлежащие к секте, не допускаются, и очищенные, словно в святилище, вступают в столовую. Здесь они в строжайшей тишине усаживаются вокруг стола, после чего пекарь раздает всем по по­рядку хлеб, а повар ставит каждому посуду с одним единственным блюдом <...> Кто уличается в тяжких грехах, того исключают из ордена; но исключенный часто погибает самым несчастным образом. Связанный присягой и привычкой, такой человек не может принять пищу от не собрата – он вынужден, поэтому, питаться одной зеленью, истощается, таким образом; и умирает от голода. Вследствие этого они часто при­нимали обратно таких, которые лежали уже при последнем издыхании, считая мучения, доводившие провинившегося близко к смерти, достаточной карой за его прегрешения <...> После Бога они больше всего благоговеют пред именем законодателя [пророка Моисея]: кто хулит его, тот наказывается смертью. Повино­ваться старшинству и большинству они считают за долг и обязанность, так что если десять сидят вместе, то никто не позволит себе возражать против мнения девяти. Они остерегаются плевать пред лицом другого или в правую сторону <...> Подобно эллинам они учат, что добродетельным назначена жизнь по ту сторону океана – в местности, где нет ни дождя, ни снега, ни зноя, а вечный, тихо приносящийся с океана нежный и приятный зефир. Злым же, напротив того, они отводят мрачную и холодную пещеру, полную беспрестанных мук» (Иосиф Флавий. Иудейская война. Кн. вторая. Гл. восьмая). Приведенные цитаты убеждают, что в учении ессеев были элементы язычества. Некоторые исследователи считают, что ессеи восприняли их от халдеев.