Свято-успенский псково-печерский мужской монастырь. Статистика ВК сообщества "© Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь" Из истории обители

Один из крупнейших в России действующих монастырей, обладающих более чем пятивековой историей, одна из самых почитаемых обителей в стране - это Псково-Печерский монастырь, основанный в 1473 году. Расположен он почти на границе с Эстонией.

Из истории обители

Псково-Печерский монастырь появился в пещерах у ручья Каменец. Впервые о них упоминается в летописях в 1392 году. Судя по преданиям, в них жили монахи, которые бежали с юга страны, спасаясь от преследования крымских татар. В 1470 году на этой земле иеромонах Иона, уроженец Юрьева (сегодня это город Тарту), построил церковь, которую освятил в 1473 году. Именно вокруг нее и образовалась Печерская обитель. У Псково-Печерского монастыря в XVI веке появился город Печора.

В те давние времена это были безлюдные места, покрытые непроходимыми лесами. Охотники, бывавшие здесь, видели старца, молящегося на камне, слышали пение отшельников. О них нет никаких сведений, сохранилось имя их духовного наставника - Марка. Иоанн, его жена Мария (в иночестве она приняла имя Васса) и Марк были первыми насельниками этого места.

В песчаной горе Иоанн вырыл церковь Пресвятой Богородицы. Через некоторое время Васса скончалась (она была тяжело больна еще до приезда на псковскую землю). Гроб с телом усопшей он захоронил в пещере. Но, к его великому изумлению, на следующий день гроб оказался извлеченным из земли. Иона воспринял это как знак свыше. Он предположил, что во время отпевания что-то было сделано неправильно. Поэтому Вассу вновь отпели и еще раз предали ее земле. Но на следующее утро произошло то же самое. Иона решил оставить гроб на поверхности.

С тех давних пор не прекращается действие благодати в пещерах монастыря. На протяжении нескольких столетий гробы с усопшими иноками, погибшими на поле брани воинами, а также не предавались земле. В пещерном некрополе монастыря есть склепы, которые заполнены почерневшими и ветхими гробами до самых сводов. При этом не отмечается никаких признаков гниения тел.

Подвижники Ионы

После безвременной кончины Вассы к Ионе стали приходить подвижники. Его близкий друг и приемник иеромонах Мисаил на самой горе построил из дерева церковь Феодосия и Антония. Рядом с ней были срублены кельи для первых насельников.

К сожалению, вскоре Ветхий монастырь на горе сожгли люди из В начале XVI века, когда игуменом был Дорофей, храм было решено перенести к подножию горы. В это же время расширили построили пещерный храм Феодосия и Антония. Примерно в то же время возвели церковь начали строительство звонницы монастыря. Неоценимую помощь в строительстве оказывал Мисюрь Мунехин - человек высокообразованный, благочестивый, который сумел понять и оценить стратегическое значение Печер.

Просветительская деятельность

Мунехин покровительствовал и игумену Корнилию. При нем Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь процветал. Значительно увеличилось число иноков, появились плотницкая, керамическая, иконописная мастерские. Псково-Печерский монастырь уже в те времена мог гордиться великолепной библиотекой. Здесь вели Третью Псковскую летопись. Из Печерских сборников до наших дней дошла переписка Иоанна IV с князем Андреем Курбским.

Игумен Корнилий занялся духовным просвещением - он создал храмы на юге Эстляндии, направил туда священников. Однако просветительская деятельность была приостановлена из-за военных успехов немцев.

По Указу Ивана Грозного Псково-Печерский монастырь был окружен каменной мощной стеной. В монастыре была возведена Благовещенская церковь, выполненная из камня. Для стрелецкого гарнизона, который нес постоянную службу, построили надвратную Никольскую церковь, которая непосредственно соединялась с боевыми башнями. Во время обитель часто подвергалась набегам с запада.

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь сегодня

По склону глубокого оврага, несколько огибая лощину, по которой течет ручей Каменец, тянутся стены Печерской крепости. Их общая длина составляет 726 метров, толщина достигает двух метров. В наши дни крепостное строение состоит из 9 башен. За время своей многовековой истории Псково-Печерский Успенский монастырь неоднократно выдерживал нападения ливонской армии, руководимой (Ливонская война), шведских правителей - Карла XII и Карла-Густава, гетмана Ходкевича (Польша). История военного участия обители, прославленная подвигами ее бравых защитников - монахов и стрельцов, завершилась во времена Северной войны. В это время западные рубежи России переместились к Балтийскому морю.

Великие паломники

С давних времен о существовании обители знала вся Великая Русь и, конечно же, Москва. Псково-Печерский монастырь стал местом паломничества венценосных персон разного времени. Нередким гостем здесь был Иван Грозный, который каялся о загубленной им душе игумена Корнилия. В свое время на него пали подозрения мнительного правителя. Четыре раза посещал Псково-Печерский монастырь Петр I. Роскошная карета, которая и сегодня хранится в стенах монастыря, осталась в память о визите в эту обитель императрицы Анны Иоановны. В 1822 году здесь побывал и Александр I. Он беседовал в стенах монастыря с прозорливцем Лазарем. На богомолье 1903 года присутствовал Николай II. Здесь же в начале 1911 года здесь молилась княгиня Елизавета Федоровна.

Святыни монастыря

Древняя обитель бережно хранит в своих стенах ценнейшие иконы. Монастырь Псково-Печерский, фото которого вы можете видеть в нашей статье, обладает тремя святынями. В первую очередь это икона Божьей Матери, которую считают чудотворной. Ее ежегодно на престольные праздники выносят крестным ходом. Кроме того, это иконы Умиления и Одигитрии Псково-Печерских. Сохранились свидетельства в летописях о чудесных исцелениях, которые стали возможны благодаря этим святыням. Иконы хранятся в Успенском храме и Михайловском соборе.

Старцы монастыря

Сегодня монастырь, которым руководит Высокопреосвященнейший Евсевий, очень бережно хранит традиции обители, соблюдает законы и правила монастыря. Здесь живут удивительные люди. Старцы Псково-Печерского монастыря - это пример истинного благочестия и великой веры. Это архимандриты Адриан (Кирсанов) и Иоанн (Крестьянкин) - легенды Православной Церкви и яркие примеры иноческого жития.

Святые Псково-Печерского монастыря являются примером для подражания не только иноков, живущих в обители сегодня, но и для всех православных. Это Преподобный Марк, Преподобная Васса, Преподобный Иона, Преподобный Дорофей, Преподобный Лазарь, Преподобный Симеон.

Монастырь сегодня

В наши дни тысячи туристов приезжают в эти места, чтобы своими глазами увидеть великие святыни. Памятник истории и архитектуры, представляющий огромный интерес для ученых всего мира - это Псково-Печерский монастырь. Экскурсии сюда организуют многие туристические фирмы из разных городов нашей страны. Достопримечательности монастыря поистине уникальны.

Как уже говорилось, этот монастырь действующий. Здесь проводятся богослужения. Чтобы прикоснуться к святыням, многие приезжают в Псково-Печерский монастырь. Требы здесь тоже можно заказать. Возможно, не все знают, что это такое. Требы - это священный обряд, который совершает священнослужитель по просьбе верующего человека за него самого или близких ему людей. Это просьба человека к Господу, с которой вместе с ним обращаются священнослужители.

Сегодня можно подать требы в Печерский монастырь через Интернет. Для этого следует войти на сайт обители, где подробно описано, как это делается. Администраторы каждый день просматривают все подаваемые «записки» и передают их настоятелю монастыря архимандриту Тихону.

Пещеры монастыря

Как уже говорилось, пещеру и храм создал бывший псковский священник Иоанн Шестник.

Пещеры Псково-Печерского монастыря - это, по сути, монастырское кладбище. Точное количество захоронений до сих пор точно не установлено. Предположительно здесь похоронено более 14 000 человек. До сих пор нет научного обоснования явлению, которое наблюдается в пещерах на протяжении веков: здесь всегда очень свежий воздух и температура всегда постоянна. Кроме того, мгновенно пропадает запах разлагающегося тела.

Ученые пытались объяснить данное явление необычными свойствами песчаника, который способен поглощать запахи, монахи искренне верят, что это связано со святостью этого места.

Экскурсии по монастырским пещерам оставляют очень сильное впечатление на всех, кто решается их посетить. Путь освещают только свечи, вокруг звенящая тишина… А если еще и монах, который ведет экскурсию, говорит «страшным» голосом о грехах человеческих и расплате за них, то становится не по себе.

Почти у самого входа в пещеры покоятся мощи Преподобных Марка, Иона, Лазаря, а также Вассы.

От входа расходятся семь подземных галерей. Их называют улицами, которые в разные годы расширялись и удлинялись. Братскими называют пятую и шестую улицы. Здесь хоронят иноков монастыря. Паломников хоронили в других галереях.

В конце центральной пещерной улицы стоит специальный подсвечник. Он оформлен в виде небольшого столика и называется канун. Рядом с ним служат панихиды (заупокойные службы). Сразу за кануном установлен большой деревянный крест, справа от которого захоронен митрополит Вениамин Федченко.

Пещеры обители - это уникальное место упоения святых, пропитанное молитвами подвижников. Это уникальный художественный и исторический памятник.

Успенский пещерный храм

К нему ведет широкая лестница. Над входом размещен образ Божьей Матери Киевской. На крыше, обращенной к монастырю, установлены пять глав, которые венчают кресты. Шеи глав украшены священными изображениями.

Не менее оригинально и внутреннее убранство храма. В нем имеется три прохода в длину и пять - в ширину. Их разделяют земляные станы, обложенные кирпичами. Это создает особый уют. Помещение довольно просторное, здесь всегда найдется укромный уголок, где при свете лампад можно помолиться.

В глубине собора, с южной стороны, в специально оборудованной нише покоятся мощи Преподобного Корнилия.

Большая звонница

Неподалеку от Успенского храма находится главная колокольня монастыря, или звонница, как ее часто называют. Каменное сооружение, состоящее из нескольких столбов, поставленных в ряд с востока на запад.

Это одно из самых крупных архитектурных сооружений данного типа. Звонница имеет шесть основных пролетов и один, который был построен значительно позднее. Благодаря ему образуется второй ярус.

Колокола Псковского монастыря - это одно из самых значимых собраний не только на псковской земле, но и на территории Западной России.

Сретенская церковь

Она возведена в 1670 году на месте ранее существовавшего Благовещенского храма. Сретенский собор - это двухэтажное здание из кирпича, выполненное в псевдорусском стиле. Церковь находится на втором этаже. В алтаре имеются центральная ниша для жертвенника и несколько малых ниш для дьяконника. Притвор отделен массивной стеной. В ней есть три проема. Все окна имеют форму арок. Нижний этаж храма обработан гладким рустом.

На западной и восточной стенах Сретенской церкви сохранилась роспись, которая уже неоднократно реставрировалась. Южную и северную стены украшают пилястры. Стены выполнены из кирпича, затем оштукатурены и окрашены.

Попытки закрытия

За всю свою долгую историю Псково-Печерский монастырь никогда не закрывался, на протяжении более чем пятисот лет.

В советское время неоднократно предпринимались попытки закрыть Печерский монастырь. Очевидцы вспоминают, что однажды очередная комиссия прибыла в него с постановлением о закрытии. Настоятель ознакомился с постановлением и швырнул его в горящий камин. Обескураженные чиновники, к тому же без документов, спешно ретировались.

Настоятель монастыря Алипий, встретив очередных представителей власти, заявил, что в монастыре хранится большое количество оружия, а многие из братии являются фронтовиками. Они будут защищать обитель до последнего вздоха. Он предупредил, что взять монастырь можно только с помощью авиации, о чем немедленно сообщат по радиостанции «Голос Америки». Это заявление произвело на комиссию впечатление. Как ни странно, но эта угроза сработала. На некоторое время монастырь оставили в покое.

Таких ситуаций, когда монастырь могли закрыть или разорить, было множество, но каждый раз каким-то непостижимым образом он оставался нетронутым.

Дорогие, давайте помолимся об упокоении души иеродиакона Никона (Муртазова). Он почил сегодня утром после сердечного приступа. Отец Никон был братом архимандрита Гермогена (в схиме Тихона), некоторое время жил в Печорах Псковских, служил диаконом в эстонском храме святой великомученицы Варвары. Он оставил замечательные рассказы о чудесах Божиих, некоторые из них мы уже публиковали.

Приими Господи душу новопреставленного раба Твоего иеродиакона Никона и упокой в Своих Обителях.

Https://azbyka.ru/fiction/rasskazy-ierodiakon-nikon-murtazov/


321 52 40 ER 1.0213

♾⚜♾ Православие.Ru

Сегодня день празднования святителя Спиридона Тримифунтского. Милостивого епископа и соратника нашего любимого святого Николая Чудотворца. Нетленные мощи святого Спиридона, которые покоятся на греческом острове Керкира, – явление удивительное!

Во-первых, они имеют вес и температуру живого человеческого тела. Во-вторых, у святителя растут волосы и ногти, как у нас с вами! В-третьих, башмачки, в которые обут святой, ежегодно стаптываются, а облачение снашивается. Поэтому тело святителя переодевают каждый год, а старые одеяния раздают паломникам.

А еще от этих мощей до сих пор происходят чудеса. Точнее, творят чудеса не мощи, а сам святитель Спиридон, который ходит по земле и стаптывает свои башмачки, помогая бедным людям.

Одну такую чудесную историю поведала мне знакомая матушка. У них с мужем не было детей. После лечения, вымоленный и выстраданный, родился сын. Надежды на второго ребенка было очень мало, а матушке так хотелось дочку! Опять были молитвы и лечение, но ничего не случалось.

А потом в храм Христа Спасителя привезли мощи святителя Спиридона. И матушка решилась поехать и попросить. «Мне сказали, что очередь очень длинная, с детьми не пускают, но я все равно понадеялась. И мы с сыном приложились к мощам, а он даже причастился. Помню, как волонтер, которая нам помогла, спросила, с чем я пришла, а я ответила: нам бы сестренку надо…

Это было 24 сентября, а 29 октября я оказалась непраздной». Сейчас девочке, которая родилась в день апостолов Петра и Павла уже пять месяцев. И матушка, для которой рождение дочери стало настоящим чудом, теперь особенно почитает святителя Спиридона.


304 23 4 ER 0.8218

Разъяснение ирмосов канона Рождеству Христову

1. Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися.
Перевод: Христос рождается, - славьте! Христос с небес, - встречайте! Христос на земле, - возноситесь! Пой Господу, вся земля, и с веселием воспойте, люди: ибо Он прославился.

Сознайте любовь Божию к вам, ободритесь, падшие, и торжествуйте, переносясь мыслию на небо, которое становится вам доступным.

3. Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, и в последняя от Девы воплощенному безсеменно, Христу Богу возопиим вознесый рог наш, свят еси, Господи.

Перевод: Прежде веков от Отца нетленно рожденному Сыну, и в последние (времена) бессеменно воплощенному от Девы, Христу Богу воскликнем: возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи!

4. Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы хвальный приосененныя чащи пришел еси, воплощься от неискусомужныя, невещественный и Боже. Слава силе Твоей, Господи.

Перевод: Христе - отрасль от корня и цвет от него, - родился Ты от Девы; от горы, осененной чащею, пришел Ты, всехвальный, воплотившись от безмужной, невещественный и Боже. Слава силе Твоей, Господи!

От горы, осененной чащею - от Девы.

5. Бог сый мира, Отец щедрот, великаго совета Твоего Ангела, мир подавающа, послал еси нам. Тем богоразумия к свету наставльшеся, от нощи утренююще, славословим Тя, Человеколюбче.

Перевод: Бог мира, Отец милосердия, Ты послал нам Ангела (вестника) великого совета Твоего, дарующего мир. Посему мы, быв приведены к свету богопознания, в ночи начиная утренние молитвы, славословим Тебя, Человеколюбче.

6. Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, якова прият: в Деву же всельшееся Слово, и плоть приемшее, пройде сохраншее нетленну: егоже бо не пострада истления, Рождшую сохрани неврежденну.

Перевод: Иону, как младенца, из чрева морской зверь изрыгнул, каким принял; и Слово, вселившись в Деву и принявши плоть, родилось, сохранив Ее неврежденною; ибо Оно сохранило Родившую Его непричастною тому тлению, которому не подверглось Само.

7. Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но посреде пламене стояще пояху: отцев Боже, благословен еси.

Перевод: Отроки, вместе воспитанные в благочестии, презрев нечестивое повеление, не устрашились угрозы огнем, но, стоя среди пламени, пели: благословен Ты, Бог отцев.

8. Чуда преествественнаго росодательная изобрази пещь образ: не бо яже прият палит юныя, яко ниже огнь Божества Девы, в нюже вниде, утробу. Тем воспевающе воспоем: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.

Перевод: Образ чуда сверхъестественного представила росоносная пещь; ибо не опалила юношей, которых приняла, равно как огонь Божества - утробы Девы, в которую нисшел. Посему, торжествуя, воспоем: вся тварь да благословит Господа и превозносит во все века.

Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.

9. Таинство странное вижу и преславное: небо вертеп, престол херувимский Деву, ясли вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем.

Перевод: Вижу необычайное и непостижимое таинство: пещера - небо; Дева - престол херувимский; ясли - вместилище, в котором возлежит невместимый Христос Бог. Его мы, воспевая, величаем.

Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание: любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть. Но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь.

Перевод: Нам удобнее бы хранить молчание, как не подвергающее страху; при любви же к Тебе, Дева, составлять песни, стройно сложенные, не легко. Однако, Матерь, даруй нам столько силы, сколько имеем усердия.

Https://pravoslavie.ru/1564.html


149 18 3 ER 0.4204

♾⚜♾ Православие.Ru

«ВДРУГ Я ПОЧУВСТВОВАЛ БОГА ТАК БЛИЗКО…»

Рассказ десантника-«афганца»

Они мне: «Шурави?» – «Да, шурави». Начали со мной разговаривать, но я же по-афгански ничего не понимаю! Говорят, говорят, мне непонятно. И в какой-то момент я осознал, что мне конец, мне отсюда точно не вырваться… Придется взорвать гранату вместе с собой. Мысль эти привела меня в такой дикий ужас! Мне же всего девятнадцать лет! И неужто мне конец?! И сразу обратил внимание, что тут мысли как-то по-другому пути пошли.

Время остановилось. Мыслил я очень ясно и четко. Перед смертью я оказался в каком-то другом пространстве и времени. Думаю: лучше умереть в девятнадцать лет. Рано или поздно я ведь всё равно умру. Буду стариком каким-нибудь больным, да и вообще в жизни сложности наверняка будут. Лучше умереть сейчас.

И тут я вспомнил про крестик православный под петлицей! Я туда его зашил еще в Союзе. Меня эта мысль стала очень сильно греть. Появилась какая-то надежда не на спасение физическое, а что я могу обратиться к Богу. И обратился к Богу мысленно: «Господи, мне страшно! Отними у меня страх, помоги мне гранату взорвать!» Подрываться было очень страшно…

После этого пришли мысли о покаянии. Я стал думать: «Господи, мне всего девятнадцать лет. Лучше сейчас меня забери. У меня сейчас грехов мало, я не женат, с девушками не дружил. Ничего особенно плохого в своей жизни не сделал. А за то, что сделал, прости меня!» И вдруг я почувствовал Бога так близко, как никогда в жизни больше не чувствовал. Он был буквально над пещерой. И в этот момент время остановилось. Ощущение было такое: как будто я одной ногой еще на этом свете нахожусь, а другой ногой – уже на том.

И тут открылись какие-то вещи, над которыми никогда в жизни не задумывался. Я с ходу понял, в чем состоит смысл жизни. Думаю: "Что самое главное в жизни? Дом построить? Нет. Родителей похоронить? Тоже нет. Дерево посадить? Тоже неважно. Жениться, детей родить? Нет. Работа? Тоже нет. Деньги? Даже странно об этом думать – конечно, нет». Нет-нет-нет… И тут я почувствовал, что самое главное, самое дорогое в жизни – это сама жизнь. И подумал: «Господи, мне ничего в жизни не надо! Ни денег, ни власти, ни наград, ни званий армейских, ничего материального. Как хорошо просто жить!"

Источник: http://www.pravoslavie.ru/110720.html


136 21 1 ER 0.3923

26 декабря - день памяти священномученика Александра Поспелова, родного дяди архимандрита Нафанаила (Поспелова). Икона священномученика Александра находится в правом приделе Успенского храма.

Священномученик Александр родился 21 марта 1883 года в городе Владимире в семье чиновника государственного казначейства, коллежского асессора Василия Владимировича Поспелова. Василий Владимирович рано овдовел и женился во второй раз. В первом браке у него было трое детей - Александр, Николай (отец архимандрита Нафанаила (Поспелова) и Мария, а во втором - пятеро. Семье жилось трудно, зарплаты государственного служащего не хватало, так что пришлось испытать и голод, и в этом случае семье помогали сердобольные соседи.

После смерти в 1898 году Василия Владимировича попечение о сиротах взяли на себя родственники, сестры покойной матери и ее брат, священник Михаил Антонович Крылов. Благодаря их поддержке братья Александр и Николай получили хорошее образование. Александр окончил Владимирскую Духовную семинарию и был направлен в село Ваганово Владимирской губернии, где, по-видимому, стал работать учителем в школе. Здесь он познакомился с дочерью диакона Лидией Константиновной Тимофеевской, которая была учительницей в школе. Они поженились, и впоследствии у них родилось шесть детей - пять сыновей и дочь, два сына умерли в младенчестве.

В 1904 году Александр Васильевич был рукоположен в сан диакона, а впоследствии во священника и служил некоторое время в селе Ваганово Владимирского уезда, а затем в храме в селе Тетерино Торчинской волости Суздальского уезда Владимирской губернии, где и пришлось ему встретить одно из самых беспощаднейших гонений в истории Церкви. Условия жизни стали настолько суровы, что ради прокормления семьи отец Александр стал подрабатывать счетоводом в потребкооперации.

21 мая 1929 года в Кибергино приехали рабочие из города, намереваясь снять и уничтожить церковные колокола. Во время их работы вокруг колокольни собралась толпа крестьян, для которых снятие колоколов было событием немало скорбным, рождавшим самые горькие переживания. Когда рабочие стали снимать с колокольни колокола, крестьяне сначала стояли молча, а затем все больше смелели и в конце концов со все большим раздражением и гневом стали выкрикивать: «Какая же это власть! Это котье, подлецы, кровопийцы». Они были настолько оскорблены и раздражены, что едва не избили уполномоченных, которых они сами посылали к властям ходатайствовать об оставлении колоколов, обвинили их в предательстве, что они за деньги от властей прекратили хлопоты.

В воскресенье 9 июня отец Александр, по обыкновению, произнес за богослужением проповедь, в которой упомянул, что в настоящее время падает благочестие, а против духовенства и верующих развернулось гонение. Проповедь была настолько сильной, настолько ярко рисовала настоящее тяжелое положение Церкви, нравственное падение народа, отсутствие православных устоев в современном мире, что многие из слушателей горько заплакали.

В этот день после богослужения состоялось собрание прихожан, на котором был поставлен вопрос о смене церковного старосты, который во многом, с точки зрения прихожан, поддерживал власти в их действиях против храма, в частности - дав письменное согласие на снятие колоколов. Впрочем, староста и сам попросил уволить его с этой должности, сообщив, что власти прислали уведомление о том, что храму нужно выплачивать значительно увеличенную сумму налогов. Все верующие в тот момент хорошо понимали, что если не собрать налоги, то они храм сразу закроют, а этого никто из прихожан не хотел. На собрании стали обсуждать вопрос о том, чтобы снова просить власти выделить священнику землю для постройки дома.

После церковного собрания все прихожане разошлись, но в тот же день собрался сельский сход, на который пришли крестьяне не только из Кибергина, но и из соседних деревень, входивших в ту же волость и в тот же приход, так что сход оказался весьма многочисленным и присутствующим тут местным коммунистам не удалось на этот раз взять инициативу в свои руки, возглавить собрание и простым решением президиума провести свое решение. Собравшиеся крестьяне, а это в основном были женщины, были настроены крайне враждебно к местным коммунистам.

В тот же день местные коммунисты отправили заявление районному уполномоченному ОГПУ, которое заключили такими словами: «Просим уполномоченного ОГПУ принять самые решительные меры и искоренить эту черную свору, во главе которой стоят поп Поспелов... и другие здесь переименованные».

25 июня 1929 года отец Александр был арестован и заключен в тюрьму в городе Шуе. На следующий день старший уполномоченный секретного отделения Шуйского окружного отдела ОГПУ Маховер выписал постановление о начале следствия по делу священника и арестованных вместе с ним крестьян.

4 июля следователь допросил священника, который рассказал, каким образом он стал служить в храме в селе Кибергино, что крестьянами ему действительно была обещана квартира, но когда он приехал и квартиры не оказалось, крестьяне стали хлопотать о выделении участка земли, чтобы поставить на нем дом, который они купили и перевезли из деревни Шумилово. Ходатайство крестьян перед властями о выделении земли под постройку дома не увенчалось успехом, староста переговоров с властями о выделении земли не вел, и он попросил верующих, чтобы они сами похлопотали. На вопрос следователя, произносит ли священник проповеди, отец Александр ответил, что произносит на тему праздника.

25 июля следствие было закончено. В обвинительном заключении следователь написал, что отец Александр «с целью идеологической обработки населения и направления его против советской власти и ее местных органов, для более легкого в дальнейшем извлечения пользы для себя и церкви, неоднократно пользуясь положением священника, обладая хорошим голосом, использовал религиозные предрассудки населения и говорил в церкви проповеди антисоветского характера, подогревая своим фанатизмом население, преимущественно женщин, доведя их до состояния открытой демонстрации с требованием, вопреки всем законным нормам и положениям и общественным интересам самого населения, наделить Поспелова землей и усадьбой в центре села».

3 ноября 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к трем годам заключения в концлагерь, и отец Александр был отправлен на Соловки.

Ко времени ареста отца Александра его старшие сыновья жили отдельно, дочь училась в школе в Суздале. После ареста его супруга с младшим сыном уехала в Иваново, где устроилась работать, но зарабатывала столь мало, что, отчаявшись прокормить детей, велела дочери зарабатывать самой и вскоре прислала к ней и ее младшего брата. Детей приняла семья сторожа Суздальского собора, в котором тогда еще совершались богослужения. Однако им пришлось разделиться, собор был закрыт, и мальчика взял к себе уже другой человек, живший в колокольне. Жить ему пришлось в суровых условиях, в почти неотапливавшейся комнате, отчего мальчик вскоре заболел ревматизмом, который дал осложнение, и он скончался в Ивановской больнице. Ему было в это время четырнадцать лет, а сестре пятнадцать.

После возвращения из заключения отец Александр был возведен в сан протоиерея и 3 сентября 1932 года назначен священником в храм в село Большое Песочное Выксунского района Нижегородской области. Все это время мать писала дочери, что ее отец скончался, - таким образом она хотела избавить ее от неприятностей и препятствий в получении образования, если бы стало известно, что она дочь священника, находящегося в тюрьме. Сердце дочери подсказывало, однако, что это не так и ее отец жив. И наконец осенью 1935 года она получила от матери письмо, что отец желает видеть ее. Она тут же собралась и приехала в село, где он жил.

Они проговорили всю ночь. Отец Александр расспрашивал, как ей удалось получить образование, находясь в столь суровых условиях, и горько сокрушался, что ей не удалось сберечь младшего брата. Они расстались до наступления дня, так попросил отец Александр, опасаясь, что власти могут арестовать дочь. На прощание отец-священник благословил дочь, поцеловал ее, и они расстались - навсегда. Отец Александр вернулся к служению Богу и людям. 14 апреля 1937 года за безупречное и ревностное служение он был награжден палицей.
Летом 1937 года власти открыли новые и самые беспощадные гонения из бывших за эти двадцать лет правления безбожников. 21 ноября 1937 года протоиерей Александр был арестован и помещен в камеру предварительного заключения при Выксунском отделении милиции. В тот же день следователь допросил его.

23 ноября было составлено обвинительное заключение и отдано распоряжение при первом же конвое отправить арестованного в областную тюрьму, где производились расстрелы.

14 декабря тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Протоиерей Александр Поспелов был расстрелян 26 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде.

Псково-Печерский монастырь у каждого православного верующего на слуху, многие события связаны с данной обителью, множество известных священнослужителей жили в ней и живут по сей день. Данный монастырь, является одним из крупнейших действующих монастырей на территории России.

Обитель обладает более чем пятивековой историей и находится на самом краю страны, на границе с Эстонией.

История обители

История не имеет достоверных записей о времени зарождения в этом месте монашеской жизни. Знаменитые пещеры монастыря, расположенные вдоль берега ручья Каменец, не изучались научно, поэтому данных об их появлении тоже нет.

Псково-Печерский монастырь

В монастырской летописи можно найти предания о зарождении обители на данном месте. В 1392 году жители округи нашли пещеры, считается, что эта дата была выбрана условно, для обозначения исторических начал. Монахи, бежавшие в то время с юга на псковскую землю от Крымских татар, поселились в этих пещерах, и начали обустраиваться.

Другие православные храмы Пскова:

В 1470 году иеромонах Иона построил в устье ручья Каменец церковь, которую через 3 года после возведения освятили. Вокруг данной церквушки и вырос сегодняшний Псково-Печерский монастырь. Город Печора появился позднее обители в XVI веке.

Расцвет монастыря приходится на 1540-е года, с приходом игумена преподобномученика Корнилия:

  • в 1541 году игумен построил трапезную церковь и освятил ее в честь ;
  • произошло расширения храма в честь Успения;
  • Корнилий продлил монастырские пещеры;
  • Возведена церковь над вратами в честь .

Во времена преподобномученика Корнилия монастырь приобрел силу, расширился территориально, обзавелся каменными стенами в 1558 году. В 1570 году игумен погиб у монастырских ворот от руки царя Иоанна Грозного.

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский

В последующие столетия были возведены следующие постройки на территории обители:

  • в 1758 году на территории обители появилась Покровская церковь;
  • через 42 года возвели еще один храм в честь Лазаря Четверодневного;
  • 1815 год - строительство Михайловского собора, которое было начато в честь победы над наполеоновскими войсками;
  • в 1870 году был возведен Сретенский храм.

С 1920 до 1940 года, территориально Псково-Печерский монастырь был отнесен к Эстонии.

С 1896 года по 1960 год, в монастыре жил иеромонах Симеон, которого в 2003 году причислили к лику святых. Знаменитый архимандрит Иоанн Крестьянкин подвязался к обители в 1967 году.

Великая отечественная война оставила свой след в жизни монастыря, он попал под артиллерийский обстрел, были разрушены трапезная и Братский корпус.

Читайте также:

В 1840 году наместником Псково - Печерской обители стал архимандрит Парфений, который в 1941 году ушел на пенсию. На замену Парфению на его место встал игумен Павел, управлял монастырем 3 года.

В 1980 году Монастырь решили обновить, по приказу митрополита Иоанна провели реставрацию зданий и стен. В 1986 году был создан и выпущен фильм Епископом Тихоном, который называется «Псково-Печерская обитель». Из этого фильма многие христиане узнали о существовании удивительного монастыря.

Псково-Печерская обитель

Многие современные книги и рассказы, например, «Несвятые Святые» связаны с данным монастырем напрямую или косвенно.

Описание монастыря

Люди со всего мира приезжают в Печерскую обитель за поиском умиротворения и помощи Божией. Длинные ходы холодных пещер с многочисленными мощами преподобных переполняют сердца верующих трепетом и в хорошем смысле, боязнью Бога, которой не хватает современному поколению. В пещеры регулярно проводятся экскурсии, о них снимают репортажи и фильмы.

Пещеры Псково-Печерского монастыря

В знаменитые места стекаются не только паломники, но и любители архитектурных памятников со всего мира.

Церкви на территории:

  • церковь Николы Вратаря;
  • храм Успения Богородицы открыт только на время службы);
  • Воскресения Христова;
  • Покровская и Сретенская церковь;
  • храм Лазаря Четверодневного;
  • Михайловский собор (открывается только на время проведения богослужений);
  • Корнилиевская церковь;
  • Благовещенский храм.

Остальные постройки:

  • трапезная;
  • дом настоятеля;
  • корпус, где живет братия;
  • звонница;
  • ризница;
  • два святых источника и стены с вратами.
Интересно! Самый первый храм обители - Успенская пещерная церковь, выкопанная в горе, сохранился до сегодняшних времен и был расширена пристройкой. Выглядит церковь необычно: она имеет только переднюю стену, остальная часть здания уходит в холм.

Ближние пещеры доступны к посещению любому желающему в течение всего дня, так же как и Сретенский храм. Дальние пещеры посещаются по предварительной записи.

Святыни

Есть на Псковщине монастырь, который с 1473 года ни на один день не закрывался. Это Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, находящийся в городе Печоры, недалеко от Пскова.
Псковские леса в те времена таили в себе массу загадок. И одной из них стало обнаружение пещер, в которых поселились монахи.

По легенде изборские охотники услышали однажды в лесу из-под земли пение и решили, что это поют ангелы. Разнесли они эту весть по всей округе. Позже эта "поющая земля" досталась местному крестьянину Ивану Дементьеву, который после сильной бури пошел в лес и увидел, что одно дерево вырвано с корнем, а под его корнями обнаружился вход в пещеры увенчанный надписью "Богом зданные пещеры", где обитали монахи-отшельники. Так и была найдена разгадка молитвенного пения, раздававшегося из-под земли.
Считается, что это были монахи Киево-Печерской лавры, спасавшиеся от набегов татар.

Говорят, что надпись над пещерами вызывала недоумение даже у некоторых монахов. И жил в тех пещерах монах, по имени Фома, этакие Фома неверущий, который каждый вечер приходил и стирал надпись, однако когда монастырь шел на утреннюю службу надпись уже была на своем месте. Богом сданные пещеры это одно из тех сакральных мест, которое с тех пор являются местом паломничества для всех прихожан в Печерском монастыре.
Достоверных сведений о том, когда монахи поселились в пещерах нет, а потому датой основания монастыря считается 1473 год, когда была освящена выкопанная в песчаном холме Успенская церковь.

Посмотрите на рельеф монастырских стен. Пожалуй это единственный монастырь-крепость, расположенный вот таким образом, т.е. спускающийся с холма в низину.
Каменные стены с шестью башнями и тремя воротами были построены в 1558—1565 годах в начале Ливонской войны для защиты от ливонцев.. Позднее были построены ещё четыре башни. Псково-Печерская крепость выдержала двухмесячную осаду отряда войск Стефана Батория и венгерского отряда под командованием Борнемиссы в 1581 году, и впоследствии неоднократно участвовала в приграничных боевых действиях вплоть до конца Северной войны в 1721 году.

Башня, стоящая на дне оврага называется Башня Верхних решеток и она самая высокая из всех, ее высота 25 метров. В нижней части башни есть каменная арка, через которую внутрь крепости протекает ручей Каменец. Что бы враги не смогли воспользоваться ручьем для проникновения в крепость свод арки перекрывался железной решеткой. Она и дала такое необычное название самой башне.

Успенская церковь, является самым древним и самым главным храмом монастыря. Она была выкопана в холме из песчанника отцом Иоанном и имеет лишь фасад, а остальная часть церкви уходит в гору.
В 1523 году при игумене Дорофее церковь была обновлена и расширена, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1758-1759 годах над храмом построили Покровскую церковь и сейчас Успенский и Покровский храмы имеют общий фасад. В XIX веке над Успенско-Покровским храмом возвели разноцветные купола в стиле украинского барокко, по форме напоминающие главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Вход в обитель через Святые врата. Пройдя через них оказываешься на длинной дороге, ведущей вниз, к Успенскому и Покровскому храмам

Дорога эта носит название "Кровавый путь" . По преданию приехавшего в монастырь Ивана Грозного встретил у Святых врат игумен Корнилий. Слишком гордо держался монах перед царем, за что и поплатился жизнью. Отрубленная голова Корнилия покатилась по дороге, оставляя за собой кровавый след.
Раскаявшись в содеянном Иван Грозный на руках донес тело убитого им монаха до Успенского храма. С тех пор эта дорога и получила свое кровавое название.

Приняв пострижение, Корнилий приобрел уважение братии своим аскетизмом и в возрасте 28 лет он был избран игуменом монастыря. За период его игуменства число насельников монастыря выросло с 15 до 200 человек (такого количества братии не было при других настоятелях после Корнилия). Под управлением Корнилия началось активное развитие монастыря. C 1547 года монастырь стал псковским летописным центром, появилась иконописная (изначально монахи обучались иконописи в Мирожском монастыре) и гончарная мастерские, начали лить колокола.
Трудами Корнилия в первой половине XVI века в монастыре была создана книжно-литературная школа, занимавшаяся сбором рукописей богослужебного, светского и житийного характера.
Во время Ливонской войны проявилась миссионерская деятельность Корнилия: в отвоеванных местностях основывал православные храмы, оказывал помощь пострадавшим, имена погибших в войне заносились в монастырский синодик для поминовения
При Корнилии были проведены многочисленные строительные работы по расширению монастыря.
Сейчас перед стенами монастыря стоит памятник Св. мученику Корнилию, а его мощи хранятся в Успенской церкви. Ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, в 6 утра собираются возле его мощей монахи монастыря на братский молебен.

А перед нами главный ансамбль Свято-Успенского монастыря.
Справа желтый фасад это Успенская церковь и построенная над ней Покровская. В центре красное строение это Ризница и Библиотека. Здесь хранились книги 17-17 вв, в том числе и "Слово о погибели земли русской" существовавшая в единственном экземпляре. В годы Великой Отечественной войны отступая фашисты пытались разграбить монастырскую ризницу. Настоятель монастыря рискуя собственной жизнью заставил их упаковать все так, что бы ничего не повредить. Как ни странно, но немцы послушались и в Германию сокровища монастырской ризницы попали в целости и сохранности.
После войны очень долго шли переговоры о возвращении украденного и лишь совсем недавно сокровища ризницы вернулись на свое место.
За ризницей расположены Часовая башня (ее не видно) и Большая звонница с колоколами 16-18 веков.

В самом правом углу фасада храма есть вход в пещеры, его видно, он с полукруглым перекрытием.
Вообще в пещеры попасть не так просто, вход в них очень ограничен для сохранения микроклимата. Попасть в них можно только с группой в определенные часы по благословению настоятеля монастыря. А два раза в неделю по понедельникам и пятницам доступа в пещеры нет.

Пещеры разделяются на ближние и дальние. Ближние пещеры имеют протяженность около 15м В них находятся гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы.

Над гробницей преподобного Лазаря висят его вериги, их можно потрогать, что бы понять насколько они тяжелы.

Вход в пещеры укреплен кирпичной кладкой. Сделано это было в целях безопасности, когда сюда в 1824 году приехал государь Александр 1, что бы пообщаться со старцем Лазарем.

Для того, что бы пройти в дальние пещеры всем раздают по свече и именно свечи являются там единственным источником света.

Когда-то в пещерах жили монахи, а сейчас они являются своеобразным кладбищем. Состоят дальние пещеры из 7 галерей-улиц, общая длина которых около 200 метров. Хотя когда здесь идешь, то кажется, что прошел очень много.
Несмотря на то, что гробы в с умершими стоят совершенно открыто в пещерах абсолютно нет запаха тлена и разложения. Этому способствует особый пещерный микроклимат, тщательно оберегаемый монахами монастыря. Круглый год внутри пещер держится температура +5.
Первоначально в пещерах погребали лишь иноков, но позже здесь появились захоронения и благочестивых мирян: князей, дворян, паломников. Здесь похоронены предки Пушкина, Кутузова, Мусорского.
План дальних пещер

В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.

В пещерах Псково-Печерского монастыря сохранилось около 350 керамических и каменных надгробных плит XVI - начала XVIII века. В большинстве своем они невелики и помещены в отверстиях погребальных ниш. Самая ранняя керамида относится к 1530 году, наиболее ранней каменной плитой является надгробие 1591 года.

В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды.
За кануном установлен большой деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей - митрополит Вениамин (Федченков)
По левую сторону от Креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
И поныне приходят верующие люди на место погребения старцев, просят у них, как у живых, молитвенной помощи и поминают их в своих молитвах.

А мы покидаем пещеры и заходим в Успенский пещерный храм, являющийся на сегодня главным центром религиозной жизни монахов монастыря.
В главном приделе Успенского собора хранятся два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери “Умиление”, которая, как и образ Успения Пресвятой Богородицы, явила множество чудес.

Икона "Умиление" написана неким иеромонахом Арсением с Владимирского образа Божией Матери. В Печерскую обитель она принесена в игуменство преподобного Корнилия. При царе Феодоре Иоанновиче она украшена жемчугом и каменьями - алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами в память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году.

В главном приделе за возвышением находится царское место. Это специальная сень, где в старину молился царь, когда посещал Псково-Печерский монастырь для богомолья.

Здесь же можно увидеть икону Спаса Нерукотворного, думаю многие видели именно этот лик Христа на всевозможных календарях и брошюрах

Еще одна святыня монастыря - икона Успения Божией Матери. Икона эта считается чудотворной, впервые прославилась в 1473 году в день освящения пещерного Успенского храма будущего Псково-Печерского монастыря, когда излечилась больная женщина.

В настоящее время во время Всенощного бдения накануне праздника Успения Божией Матери образ Успения Божией Матери, богато украшенный цветами, выносится из Успенского храма и поставляется перед входом

В глубине Успенского собора,в специально устроенной нише находятся мощи святого игумена обители преподобномученика Корнилия.

Недалеко от входа в пещеры есть лестница, ведущая на Святую гору. Не уверена, что на нее можно подняться если вы сюда пришли без экскурсии.
На горе находится яблоневый сад.

Со Святой горы открывается панорама всего монастыря и крепостных стен

А сирень там просто сказочная, аромат такой, что уходить не хочется!

Со Святой горы спускаемся к братским корпусам, т.е. туда, где живут монахи монастыря

Чем-то мне эти дома напомнили теремки

Братский корпус в котором находятся кухня, трапезная и келии монахов

Дом наместника монастыря
http://ic.pics.livejournal.com/lenorlux/7840389/681705/681705_original.jpg

Михайловский собор, воздвигнутый на народные деньги в 1827 году в честь избавления Пскова от войск Наполеона. Собор, выполненный в классическом стиле, является самым крупным строением Псково-Печерского монастыря.Позолоченный купол собора виден издалека на подъездах к монастырю.

Святыней храма является десница святой мученицы Татианы, переданная архимандриту Иоанну (Крестьянкину) в 1977 году

За стенами монастыря стоит церковь Сорока Мученников Севастйиских

Тут же на площади можно купить сувениры или заказать экскурсию

Если выйти из монастыря и пойти направо, то попадете на смотровую площадку, с которой открывается вот такой чудесный открыточный вид.
Кстати, тут же на площадке чудесный дяденька продает красивые фотомагниты и оформленные фотографии монастыря.

Видеопрогулка по монастырю

Добраться до монастыря можно на автомобиле по трассе Е-77
или автобусом с автовокзала Пскова.


В рассказе была использована информация с официального сайта монастыря http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/


https://www.moya-planeta.ru/reports/view/pskovopecherskij_monastyr_odin_iz_samyh_zagadochnyh_monastyrej_rusi_32315/