Херувимы и серафимы. Ангелы Серафимы: описание из различных источников Кто такие серафимы

По Д. и Н. Зима

Значение и происхождение имени: "Огненная, пламенная" (библейск.)

Энергетика имени и характер: Серафима – имя очень интересное. Во-первых, оно в полном смысле этого слова ангельское, так сказать, на одной ступени с Херувимами. Во-вторых, в отличие от Херувимов, "ангелообразность" Серафимы не так уж заметна, а стало быть, не мозолит глаза и лишает имя излишней претенциозности. В-третьих же, у имени очень своеобразная энергетика, что, в общем-то, и является наиболее интересным.

Нетрудно заметить, что по своему звучанию имя Серафима начинается на каком-то подъеме, а заканчивается гораздо более спокойным выдохом, как будто человек вздохнул с облегчением. Таким образом, в энергетике создается некий контраст – напряжение в начале делает Серафиму довольно чувствительным человеком, а облегчение в конце дает душевному напряжению спокойный и безопасный выход. Все это может оказать очень благотворное влияние на ее судьбу, и хотя положительная энергетика – это еще не характер, тем не менее у Серафимы много шансов на то, чтобы соответствовать своему неординарному имени.

Как правило, Симу еще с детства отличает подвижность и жизнерадостный оптимизм, да и с возрастом мрачное настроение для нее малохарактерно. Она добра и отзывчива, всегда готова прийти на помощь, вот только нередко повышенная чувствительность делает ее довольно обидчивой. Впрочем, обиды не задерживаются в душе Серафимы надолго и быстро проходят, уступая место привычному оптимизму и добродушию. Она очень общительна и обладает неплохим чувством юмора, что и вовсе облегчает общение с ней. Неудивительно, если рядом с ней будет множество друзей и приятелей. В семейной жизни у Серафимы тоже не предполагается особых сложностей, в большинстве случаев ее девичья влюбчивость в замужестве уступает место более глубоким и зрелым чувствам, а душевность, доброта и быстрая отходчивость Симы не дают обычным в семье недоразумениям превратиться в повод для развода.

Следует также отметить мечтательность Серафимы – бывает, что мечты о каком-то светлом будущем помогают ей быстро вернуть душевное равновесие. Жаль только, что для реализации своих мечтаний в реальной жизни Серафиме недостает некоторой настойчивости – как ни странно, мешает присущий ей оптимизм и легкость. Особенно это касается успеха в карьере и помыслов о своей финансовой независимости, здесь ей не обойтись без воспитания в себе упорства и целеустремленности.

Секреты общения: Серафиму не так уж сложно задеть за живое, и хотя обиды живут в ее душе недолго, это еще не означает, что она вернет свое благорасположение к обидчику – если обида будет глубока, она может попросту перестать общаться с этим человеком. Другое дело, что ей чужды мысли о какой бы то ни было мести. В людях же Серафима наиболее всего ценит искренность, честность и постоянство.

След имени в истории:

Легенда о серафимах

"У каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал" – так описывает ветхозаветный пророк Исайя серафимов – ангелов, особо приближенных к Богу.

Интересно, что еще в начале VI века Псевдо-Дионисий Ареопагит составил четкую таблицу всех ангельских чинов, видимо, исходя из того соображения, что если все "на земле, как на небе", то и в небесных сферах должна иметься своя иерархия. Так, если верить этому ученому богослову, ближе всех к Богу находится так называемая первая триада: серафимы, херувимы и престолы, вторая триада состоит из господства, силы и власти, третья же, находящаяся в непосредственной близости к человеку, – это начала, архангелы и ангелы.

Возвращаясь же к серафимам, они, согласно "Книге Еноха", находятся на шестом небе, в ведении самого архангела Гавриила. Интересно, что этот ангельский чин, давший начало таким звучным и кротким именам, как Серафим и Серафима, на самом деле всегда представлялся грозным и устрашающим. Действительно, один из самых распространенных сюжетов христианской иконописи – серафим, который, касаясь уст пророка горящим углем, взятым прямо с жертвенника, очищает их, тем самым приготовляя его к служению. Это и неудивительно, ведь прообразом серафима послужил не кто иной, как древневавилонский шестикрылый демон, в каждой руке держащий по змее. Вдохновленный этими легендами, А. С. Пушкин написал стихотворение "Пророк", хорошо отразившее христианские представления об опыте общения человека с грозными, испускающими свет серафимами, совсем не похожими на розовощеких младенцев-ангелочков:

"…И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился …

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста отверстые мои

Вложил десницею кровавой".

По Хигиру

Женская форма от мужского имени Серафим. Древнееврейское слово «серафим» означает: огни, светочи, огненные ангелы (Серафима - пламенная).

Серафима, Сима - не модное сегодня имя. Между тем оно дарит человеку прекрасный характер. Это ласковые, добрые люди, не способные причинить боль другому, никогда не повышающие голоса. Не случайно окружающие зовут их не иначе как ласкательно: Симочка.

Внешне они похожи на отцов, но, как правило, бывают невысокого роста, полноватые, что в молодости не мешает им быть очень подвижными.

Серафимы - великие труженицы, отличные кулинарки и очень заботливые матери. Крайне редко выходят замуж повторно, прежде всего из-за детей, опасаясь, что отчим, каким бы он ни казался хорошим, все же внесет диссонанс в их уютный семейный мир. В то же время Серафимы необычайно доверчивы и потому нередко оказываются обманутыми, не слишком-то счастливыми в браке.

Выбирая в жены Серафиму, следовало бы помнить, что с ней надо обращаться бережно, как с ребенком, ибо у нее легкоранимое сердце.

На старости лет у Серафимы частенько возникают проблемы с поджелудочной и щитовидной железами.

1. Личность: те, кто открывают тайны жизни

2. Цвет: зеленый

3. Основные черты: возбудимость - восприимчивость - общительность - интуиция

4. Тотемное растение: клен

5. Тотемное животное: форель

6. Знак: рыбы

7. Тип. Неврастеничные холерики с неустойчивой нервной системой. Легко разочаровываются, любая неудача доводит их до отчаяния. Родители не должны потакать их капризам, а учить их владеть своими эмоциями.

8. Психика. Они безусловно обаятельны, это «женщины-дети», которых хочется охранять и оберегать. Если жизнь становится слишком трудной для их восприимчивой натуры, замыкаются в себе. С детства их необходимо учить держать свое слово и не отступать перед опасностью.

9. Воля. Очень переменчива.

10. Возбудимость. Более чем сильная.

11. Скорость реакции. Это женщины непредсказуемых молниеносных реакций, как и их тотем - форель.

12. Поле деятельности. Они не очень активны. Интересуются медициной (педиатрией, гинекологией) и дошкольным воспитанием. Это отличные матери, нежные и преданные жены.

13. Интуиция. Придают чрезмерное значение интуиции. Живут в таинственном мире «знаков» и предчувствий.

14. Интеллект. Интеллектуалки, но действуют так стремительно, что нередко совершают огромные промахи. У них слабая память, они забывают обо всем на свете - начиная от зонтика и кончая мужем!

15. Восприимчивость. Очень отзывчивы, но несколько беспечны. В их внимательных глазах можно прочитать огромную любовь, нежность и стремление к спокойной, беспроблемной жизни.

16. Нравственность. Такому характеру противопоказаны строгие запреты, они могут только принести вред, эти женщины прежде всего нуждаются в любви и нежности.

17. Здоровье. Не очень крепкое, зависит от психического состояния. Подвержены заболеваниям кишечника и половых органов.

18. Сексуальность. Само это слово пугает их! Не знают и не хотят понимать своих желаний, поэтому нередко имеют дело с партнерами, далекими от идеала. Но знают ли они сами, каков их идеал и чего они хотят от жизни?

19. Активность. Складывается из мечтаний, неоправданного энтузиазма, экстравагантных устремлений. Откладывают на завтра то, что можно и нужно сделать сегодня.

20. Общительность. Нуждаются в любви и не выносят одиночества. Очень сильно поддаются влиянию и приспосабливают свой образ жизни к тем, кого любят. Очень привязаны к семье и друзьям.

21. Заключение. Это обворожительные и притягательные женщины. Очень изменчивые, и поэтому понять их довольно трудно.

Шестикрылые серафимы - это верховные ангелы, наиболее приближенные к Богу в христианской и иудейской религиозных традициях. Они обладают колоссальными силами и возможностями, практически равными божественным - сам Сатана ранее был одним из них.

В статье:

Кто такие шестикрылые серафимы

Прежде чем говорить о значении серафимов в общепринятом христианском богословии, следует внимательно узнать истоки, от которых произошли эти могущественные существа. Само слово «сераф », или же «сараф », в древнеиудейском языке обозначало огонь, а конкретнее - непосредственно языки пламени или же дракона. Кроме этого, в некоторых случаях данное слово также означало молнию, любого летающего змея или даже грифона. Именно с этой, «змеиной» сущностью серафимов связано большинство чудес, творимых ветхозаветными пророками. Отчетливо прослеживается в этом значении серафимов и связь с сиррушем - таинственным змееподобным существом или драконом, занимавшем важное место в древневавилонской мифологии.


Так, именно серафимы в ветхозаветные времена часто становились исполнителями всех пророчеств Господних, ниспосылая наказания беспутным язычникам, которые были противны Божьему лику.
Серафимов обозначал и змей на знамени Моисея. В целом же непосредственно в Библии эти ангельские существа упоминаются крайне редко. А наиболее исчерпывающее их описание представлено в книге Пророка Исайи, где и описывается наличие у них шести крыльев. Одну пару они используют для полёта, другими двумя закрывают лицо и ноги соответственно. В этом же описании указывается и то, что они беспрестанно прославляют Бога своими песнями и гимнами.

Небесные серафимы являются одними из немногих высших, исключительно добродетельных существ, которые могут изображаться в иконографии при помощи красных цветов, что символизирует их огненную сущность и невероятные способности, равно как и олицетворение силы, близкой к господней.

Известные ангелы Серафимы и их имена

Следует отметить, что чаще всего в христианских и иудейских религиозных книгах серафимы упоминаются без каких-либо личных атрибутов и имен. С одной стороны это подчеркивает их крайне высокое положение в небесной иерархии, а с другой - демонстрирует их как наиболее праведных и чистых проводников Божественного Замысла. Тем не менее целый ряд источников указывает на то, что в чине Серафимов находится целый ряд относительно известных ангелов.

Так, в раннехристианских источниках упоминается Иехоэл, являющийся предводителем всех Серафимов. Кроме того, он единственный, кто знает истинное имя Божье. Также, Иехоэл является личным врагом демона Левиафана и неустанно сдерживает его от попыток нанести вред человечеству и Небесам. Известен и серафим Израэль - хоть некоторые и склоняют его к чину , известная литература упоминает, что он является шестым среди всех ангелов, находящихся подле престола Божьего.

Многие теологи и исследователи считают, что именно чином серафима обладает ангел Уриил, являющийся одним из самых частых персонажей различных неканонических и апокрифических писаний. Тем не менее в большинстве официальных источников он не имеет никаких присущих серафимам атрибутов, изображаясь как обычный ангел или архангел с двумя крыльями.

Множество демонов также ранее были серафимами – как сам Сатана, так и, например, его вторая рука - , а также и . Именно они и являются основными владыками ада, отвечая за самые важные смертные грехи и соблазняя людей и других ангелов на злые поступки. Это логично, особенно если вспомнить большинство легенд о падении Сатаны. Упоминается, что его сила была практически равна Божьей, и он был самым сильным из всех ангелов, а значит - он однозначно принадлежал к чину серафимов.

Молитвы к серафимам и обращения к ним

Как таковые молитвы серафимам возносятся крайне редко. Обычно, в православии предпочитают обращаться к каким-либо конкретным святым, к личному ангелу-хранителю, либо же к Небесным силам в целом. Именно в таких обращениях ко всем Небесным Силам и фигурируют Серафимы, причем, во многих из таковых молитв в очередной раз указывается страшная сила их и внешний вид, что намекает о том, что они долгое время были орудием кары господней, как и ангелы смерти.

В целом, обращения к серафимам, архангелам и всему сонму Сил Небесных произносятся во времена самой сильной нужды. Также, их можно читать перед началом какого-либо особенно ответственного дела, в котором необходима будет любая возможная помощь – чем больше она будет, тем лучше. Итак, данную молитву необходимо читать только после недельного поста, предварительно исповедовавшись в храме:

Вси святии Небесные Бесплотные Силы, удостойте меня вашей силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои.
Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.
Святии Бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией.. Святии Бесплотные Престоли, удостойте меня различать истину от неправды.
Святии Бесплотные Господства, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух поработил плоть.
Святии Бесплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией.
Святии Бесплотнии Власти, удостойте меня иметь силу победы над злом.
Святии Бесплотные Начала, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих.
Святии Бесплотные Архангелы, удостойте меня исполнять волю Господа нашего Иисуса Христа.
Святии Бесплотные Ангелы, удостойте меня руководствоваться над немощными в просвящении их в истине.

Величаем вас, Архангелы и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими, славящие Господа.
Величаем вас, Архангелы, Ангели, Начала, Власти, Престоли, Господствия, Силы и Херувимы, и страшныя Серафими, прославляющие Господа.

О серафимах, несмотря на их важную роль и приближенность к Богу, известно крайне мало. Эти шестикрылые ангелы способны изменить жизнь каждого человека как в лучшую, так и в худшую сторону. До сих пор сохранились притчи про карающих серафимов, обращавших в прах целые народы.

Небесная иерархия обладает сложным строением. Ангелы делятся на несколько рангов, и каждый из чинов исполняет уникальную функцию на благо мироздания. Всякое место почетно в божественной структуре, и все же самые ответственные задачи возложены на более мудрых и опытных ангелов. К числу верховных ангелов, входящих в ближайшее окружение Создателя, входят шестикрылые серафимы.

В этой статье

Кто такие серафимы

Название этого отряда представляет собой множественное число древнееврейского слова «сераф» (в отдельных диалектах – «сараф»), которое имеет несколько значений. По смыслу это слово связано с огнем и переводится как «пламя» или «пылающий», «огненный». Также «сераф» в иврите обозначает летающего змея, поэтому серафимы ассоциируются в некоторых текстах с грифонами либо драконами.

Исследователи древней мифологии усматривают связь между библейскими серафимами и персонажем сирруш из вавилонских мифов. Согласно изображению на воротах богини Иштар, сирруш имел змееподобное чешуйчатое тело.

В облике огненных змеев серафимы снисходят на Землю, чтобы исполнить Божью волю. Они несут возмездие злостным грешникам и тем, кто чинит препятствия пророкам. Когда Господь повелел Моисею выставить на знамя змея, то речь шла именно о серафиме.

Медный змей, иллюстрация 1907 года

Серафимы занимают высшее положение в ангельской иерархии. Их образ раскрыт в ветхозаветной Книге пророка Исайи. В его видении серафимы составляли ближайшее окружение Бога. Примечательно, что эти существа имели три пары крыльев: одной парой они закрывали свои лица, второй – ноги, третья пара служила им для полетов. При этом они воспевали славу Господу. Затем Исайя описывает, как один из серафимов подлетел к нему и горящим углем коснулся уст. Так пророк был очищен от предыдущих грехов.

Упоминаются серафимы и в финальной части Библии – Апокалипсисе. Они предстают как четыре животных, которые имели по шесть крыльев и также восхваляли имя Господне. На иконах серафимы часто изображаются в красном цветовом спектре. Это подчеркивает их огненную природу, а также фантастические возможности, сравнимые с силой самого Бога.

Известные серафимы и их имена

Как правило, в богословских текстах иудаизма и христианства серафимы фигурируют без упоминания имен. Это подчеркивает высокий статус этих существ в божественной иерархии, а также указывает на их праведность и исключительную чистоту. Они являются самыми преданными проводниками воли Господа.

Между тем, некоторые источники содержат информацию, что в число серафимов входят известные ангелы. К примеру, в эпоху раннего христианства был известен Иехоэль, возглавляющий отряд серафимов. Именно Иехоэль обладал тайным знанием, каково подлинное имя Господа. Являясь предводителем серафимов, этот верховный ангел противостоял Левиафану и ограждал людей, живущих на Земле, от агрессии этого могущественного демона.

В христианских текстах ангел Израэль также причислен к рангу серафимов, хотя другие богословы причисляют его к разряду херувимов. Утверждается, что Израэль занимает шестое место среди наиболее приближенных к Творцу созданий.

Отдельные теологи наделяют чином серафима ангела Уриила. Во всяком случае, этим статусом Уриила наделяют христианские неканонические тексты и апокрифы. Однако официальные источники описывают Уриила как архангела с двумя крыльями, а не шестикрылого серафима.

Отдельного разговора заслуживают падшие ангелы во главе с Люцифером. Последний, как известно, был самым близким к Богу и вполне мог принадлежать к рангу серафимов. Не исключено, что высшие демоны Вельзевул, Асмодей и Левиафан до низвержения в преисподнюю служили при Господе в качестве серафимов.

Сохранив прежнее могущество, они заняли верховное положение в иерархии темных сил. Их называют владыками ада, и на них возложена самая ответственная миссия – сбивать с пути истинного живущих на Земле людей, подбивать на дурные дела и завладевать их душами.

Серафимы в трактате «О небесной иерархии»

Богослов Дионисий Ареопагит при описании серафимов опирался на Книгу пророка Исайи. Дионисий ставит серафимов во главу Небесного воинства, а их пламенную сущность он объясняет стремлением к свету. Также, согласно этому тексту, огонь олицетворяет очищение от грехов. Серафимы просто сжигают грешные помыслы и чувства, обращая их в пепел.

Дионисий Ареопагит, мозаика в Осиос Лукас

Эти ангелы пребывают в вечном движении, мгновенно перемещаясь в любой уголок Вселенной. Они озаряют неугасимым светом все окружающее пространство, приводя в восторг праведников и устрашая грешников.

Молитвы и обращения к серафимам

В православии верующие редко обращаются непосредственно к серафимам. Более распространены молитвы, адресованные Богу, своему ангелу-хранителю либо конкретному святому. Но существуют призывы к Силам Небесным, где серафимы обязательно упоминаются в числе верных Божьих помощников.

В таких молитвах неизменно подчеркивается могущество серафимов и их приверженность к справедливости. На протяжении человеческой истории эти шестикрылые ангелы являли собой орудие божественного возмездия, иногда выступали в качестве ангелов смерти, а потому люди обращаются к серафимам и другим высшим ангелам в исключительных случаях. Это уместно, если на страну напал враг или идет гонение на праведников.

Обычный верующий может попросить серафимов о поддержке, если он задумал важное дело, направленное на пользу людям. Но прежде чем приступить к такой молитве, надо выдержать недельный пост и обязательно сходить в храм на исповедь. Вот текст обращения:

Вси святии Небесные Бесплотные Силы, удостойте меня вашей силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои.
Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.
Святии Бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией… Святии Бесплотные Престоли, удостойте меня различать истину от неправды.
Святии Бесплотные Господства, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух поработил плоть.
Святии Бесплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией.
Святии Бесплотнии Власти, удостойте меня иметь силу победы над злом.
Святии Бесплотные Начала, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих.
Святии Бесплотные Архангелы, удостойте меня исполнять волю Господа нашего Иисуса Христа.
Святии Бесплотные Ангелы, удостойте меня руководствоваться над немощными в просвещении их в истине.

Можно прибегнуть к более простой молитве, которая не требует особых условий. Читайте ее, когда будет нужна ангельская поддержка.

Величаем вас, Архангелы и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими, славящие Господа.
Величаем вас, Архангелы, Ангели, Начала, Власти, Престоли, Господствия, Силы и Херувимы, и страшныя Серафими, прославляющие Господа.

Заключение

Несмотря на первостепенную роль серафимов в Царстве Божьем, сведения об этих шестикрылых созданиях не слишком обширны. Мы знаем о них крайне мало. Однако их яркий образ всегда вдохновлял поэтов и служил духовным ориентиром для искателей истины.

Немного об авторе:

Евгений Тукубаев Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!

Согласно христианскому и иудейскому учениям, в царствии небесном так же, как и в любом другом обществе, существует четкая иерархия и субординация. Одни небожители исполняют различные мелкие поручения, не вступая с Богом в непосредственный контакт, другие – напротив, настолько приближены к Создателю, что благодаря этому наделены особыми способностями и силой. К последним и относятся Серафимы.

Огненная сущность Серафимов

Само слово «Серафим» происходит от еврейского «сорэф», что переводится как «горящий» или «пылающий». А окончание «им» используется для обозначения множественного числа в мужском роде. Таким образом, Серафимы являются ангелами из огня. Именно по причине огненной сущности Серафимов их чаще всего изображают в красном цвете.

Несмотря на то, что Серафимы довольно редко упоминаются не только в канонических, но и в апокрифических текстах, совершенно ясно, что зачастую именно с помощью своей огненной сути Серафимы исполняют волю Божию. Так, когда будущий пророк Исаия, имевший за плечами множество грехов, засомневался в том, достоин ли он той чести, которую даровал ему Бог, к нему явился Серафим. Ангел взял горящий уголь и, прикасаясь к губам Исайи, произнес: «Это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен».

Как выглядят Серафимы?

У всех Серафимов по три пары крыльев. С помощью одной пары Серафимы летают, исполняя Божью волю. Двумя другими — они прикрывают свои лица для того, чтобы при непосредственном общении с Господом не смотреть на него. Третьей парой крыльев они прикрывают свои ноги для того, чтобы не унижать Бога их видом. Так же прикрывают Серафимы свои тела, если им приходится являться перед простыми смертными. Ведь, согласно преданиям, от света, излучаемого этими ангелами, человек может ослепнуть.

Чем занимаются Серафимы?

Серафимы – это ангельские существа, которые могут напрямую общаться с Господом. А, следовательно, можно сделать вывод о том, что Серафимы стоят на самой высшей ступени иерархической лестницы, по сравнению с другими ангелами.

Серафимы неустанно прославляют Господа и поют о нем хвалебные оды. Своей огненной любовью к Богу они способны заразить любого, кто находится ниже них по рангу. А ниже них, как известно, все, кроме Бога.

Серафимы исполняют самые ответственные миссии. Они являются пророкам и святым, способны очистить от греха любого, даже самого плохого человека. Благодаря могуществу, которым наделил их Господь, Серафимы могут сделать так, что грехи просто сгорят в их пламени, не оставив ни следа.

В религиозных трактатах ангелы-серафимы упоминаются как божественные существа, имеющие различные упоминания во внешнем образе. Различны упоминания в своей природе происхождения и трактовках самого ангела, его силы и могущества. Иногда, есть существенные противоречия, которые имеют повод для изучения разных трактовок и толкований в разных священных писаниях.

Дионисий Ареопагит

Образ его имеет очень древнее происхождение. Известен определенный порядок чинов ангелов, которые в подробностях описаны христианским ангеологом в сочинении "О Небесной иерархии" 6 век. Данный эпизод письменности более ссылался на трактат афинского мыслителя из первого века нашей эры Дионисия Ареопагита. Труд мыслителя являлся основой в церковных учениях о Боге и его ангелах.

Исходя из этого учения ангелы подразделялись на чины в зависимости от приближения к Богу и удаления к человеку. Первый чин и лик это были ангелы, которые максимально приближены к Богу, назывались они Серафимы. Также их именуют как поддерживающие престол Бога.

В своем сочинении Дионисий упоминает, что Серафимы это такие ангелы, которые имеют очень быструю скорость и способны благодаря ей озарять вокруг все пылающим светом. Удивительной способностью обладают Серафимы - возвышать, спасать низших или падших существ. Способны очищать сердца и оживлять действием света и любовью Бога. Их образ освещен светом и обладает неприкрытостью и неугасаемостью.

Антоний Великий

Согласно токованию Антония Великого ангел Серафим, которого смог увидеть пророк Иезекинь - это образ душ верных. Эти души стремятся достигать совершенства. Сам ангел серафим имел 6 крыльев, глаза его были горящими ярким светом, 4 лица смотрящие в разные стороны. Первое лицо было наподобие лику человека, второе схожесть с тельцом, третье имело схожесть со львом, а четвертое аналог орла.

...Серафим, которого видел Пророк Иезекииль (Иез. 1:4. 9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое — лицу тельца, третье — лицу льва, четвёртое — лицу орла. Первое лице Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мире, исполняют заповеди на них лежащия. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжёлые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстьми и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественныя видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, подобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.

Серафимы в Библии

Первое упоминание серафимов в Библии находится в Книге Пророка Исайи (Ветхий завет); они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский:

...Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6:2-3)

Серафимы прикрывают крыльями лица, чтобы не видеть лица Бога. Несколькими строфами ниже к пророку прилетает серафим, чтобы горячим углем очистить мужчину от скверны:

...Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. (Ис. 6:6)

Ангелы-серафимы, излучают настолько сильный свет, яркий и слепящий, что на него невозможно смотреть, а те кто смотрит долго, может и вовсе ослепнуть от божественного света.

Второе упоминание о серафимах находится в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсис), (I в. н. э.) и дошедшие до нас на древнегреческом языке, эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм её не признает. Гл.4:6-9:

...И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

Иудейская религия

В иудейской религии Серафимы это ангелы имеющие высший из девяти чинов. Серафимов часто описывали также как ангелов имевших отношение к огню, которым они уничтожают тьму. Само слово "серафим" произошло от древнееврейского - жечь, испепелять. Характерные черты такого ангела это 6 крыльев, обычно они имеют красный цвет, ликов у этого ангела до 16.