Научное мировоззрение. Борьба за научные мировоззрения комарова олеся Что будем делать с полученным материалом


слежениях. Благодаря этому добытые данные могут оказаться недостоверными, а в некоторых случаях и такими, что существенным образом искривляют настоящую картину наблюдаемых явлений. А неправильные, искаженные представления о действительности нередко становятся благодатным грунтом для разного рода религиозных спекуляций. Хорошо известная классическая астрономическая иллюзия, жертвой которой стали наши предки - иллюзия суточного обращения всех небесных светил вокруг Земли. Земной шар оборачивается вокруг своей оси из мероприятия восточнее, а нам кажется, что Солнце, Луна, планеты и звезды перемещаются в противоположном направлении.С земным положением наблюдателя связанное и пе-тлеподібне перемещение планет среди звезд. Это тоже является иллюзорным явлением, поскольку планеты на самом деле никаких петель не описывают, а двигаются вокруг Солнца за эллиптическими орбитами. «Петли» - явление кажущееся, которое возникает вследствие того, что мы наблюдаем за планетами из подвижной Земли, т.е. в земной системе отсчета.

Еще одно явление космического порядка, которое имеет иллюзорный характер и которое мы наблюдаем мало не каждого дня. Нам кажется, что диск Солнца имеет такой самый поперечник, как и диск полной Луны. На самом деле же солнечный диаметр приблизительно в 400 раз больше месячного. Но Солнце находится в 400 раз дальше от Земли, и по этой причине видимые угловые размеры обеих светил для земного наблюдателя почти совпадают. Кстати, именно по этой причине маленькая Луна может (это происходит во время солнечных затемнений) полностью перекрыть огромный диск дневного светила.

Интересная иллюзия возникает и при наблюдениях метеорных потоков. Когда Земля встречается с роем твердых частичек, они, врываясь в атмосферу и співударяю-чись с молекулами воздуха, испаряются и распадаются на атомы. В свою очередь, атомы возбуждаются, ионизируются, и при этом возникает світіня. Земной наблюдатель видит эффектное зрелище - дождь падающих звезд. Ему

кажется, что траектории светящихся частичек выходят с одной точки неба - радианта, хотя на самом деле эти траектории почти параллельные одна одной.

«Космическая иллюзия», что сыграла заметную роль в развитии планетной астрономии, связанная и из наблюдений нями Марса. Вследствие огромного расстояния при телескопических наблюдениях отдельные мелкие детали на поверхности этой планеты сливаются в сплошные линии, которые некоторым астрономам сдались системой гидротехнических сооружений, построенной умными жителями Марса. Когда автоматические межпланетные станции, которые осуществили полет на Марс, передали детальные изображения поверхности планеты, иллюзорный характер марсианских «каналов» стал абсолютно ясним.

Методические соображения. Полезно обратить внимание учеников на то, что в астрономии с несоответствием видимого действительному мы встречаемся особенно часто. Например, надо еще раз напомнить о том, что когда мы смотрим на небо, то все светила кажутся нам расположенными на одинаковых расстояниях от Земли, будто на внутренней поверхности гигантского шара - небесной сферы. При этом обычные узоры созвездий образованы звездами, которые на самом деле находятся на разных расстояниях от Земли и одна от одной и лишь проецируются в одну и одну и ту же область небесной сферы. Вообще выяснение того, какой космический объект находится ближе, а который дальше, не простая задача даже для астрономов, вооруженных специальной аппаратурами. Прямыми измерениями удается определять расстояния лишь для сравнительно близких космических объектов. Для дальнейших приходится тратить большие усилия на то, чтобы выяснить, или есть система небесных тел, которая их интересует, в самом деле единой физической системой взаимодействующих объектов или ее составные части лишь проецируются в одну и одну и ту же область небесной сферы.

Научная революция Коперника. Конец XV и начало XVI век были временами глубоких изменений в истории Евро-

ни. Эпоха Возрождения стала эпохой революционной и идеологической борьбы.

По словам Енгельса, то была «эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанів относительно силы мысли, страсти и характера, относительно многосторонности и учености» ".

Одним из таких титанов был большой польский ученый М. Коперник, который разработал гелиоцентрическую систему мира и тем самым осуществил наибольшую революцию в представлениях о мироздании, которое справило огромное влияние на все дальнейшее развитие науки.

«Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости...- писал Ф. Енгельс в «Диалектике природы»,- было издание бессмертного произведения, в котором Коперник бросил - хотя и боязливо и, так сказать, лишь на смертном одре - вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождения природоведения от теологии, хотя выяснение между ними отдельных взаимных претензий затяглеся к нашим дням и в некоторых главах далеко еще не завершилось даже и теперь. Но с этих пор пошел исполинскими шагами также и развитие наук, который усиливался, если можно так высказаться, пропорціо-нально квадратные расстояния (во времени) от своего исходного пункта» 2.

Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, вкруг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: “ ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?”
Он дал такой ответ: « Что в том Коперник прав
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такого,
Который бы вертел очаг кругом жаркого?”
М. Ломоносов

Урок 2/8

Тема: Развитие представлений о Солнечной системе.

Цель: Познакомить учащихся со становлением представлений человечества о строении Солнечной системы, геоцентрической и гелиоцентрической системах. Объяснение петлеобразного движения планет.

Задачи :
1. Обучающая : Продолжить начатое в курсе истории формирование представлений о геоцентрической и гелиоцентрической системах мира и ввести их понятия.
2. Воспитывающая : На примере борьбы за гелиоцентрическое мировоззрение показать несовместимость науки и религии. Использовать примеры подвижнических судеб Дж. Бруно и Г. Галилея для формирования высоких нравственных представлений у учащихся. Содействуя эстетическому воспитанию учащихся, сделать акцент на простоту и красоту гелиоцентрической системы мира.
3. Развивающая : показать, как с позиций гелиоцентризма естественным образом было объяснено петлеобразное движение планет и получен простой метод определения относительных расстояний планет от Солнца. Для развития мышления учащихся и их познавательных интересов нужно, во-первых, использовать проблемное изложение материала (показав, что совершенствование гелиоцентрической системы привело ее к очень громоздкой схеме, которая все-таки позволяла с известной степенью точности предвычислять условия видимости планет, но нуждалась в дальнейшем усложнении), и, во-вторых, дать возможность изучить петлеобразное движение планет.

Знать:
1-й уровень (стандарт)
2-й уровень - понятие геоцентрической и гелиоцентрической системы строения мира.
Уметь:
1-й уровень (стандарт) - находить вид конфигурации и решать простые задачи с использованием синодического уравнения.
2-й уровень - находить вид конфигурации не только на чертежах, но и с помощью CD- "Red Shift 5.1", решать задачи с использованием синодического уравнения.

Оборудование: Таблица “Солнечная система”, к/ф “Планетная система”, “Астрономия и мировоззрение”. ПКЗН. CD- "Red Shift 5.1"(принцип нахождение небесного объекта в заданный момент времени). Демонстрация и комментирование диафильмов «Борьба за становление научного мировоззрения в астрономии» (I и II фрагменты) и «Развитие представлений о Вселенной». Фильм "Астрономия" (ч.1, фр. 2 "Самая древняя наука")

Межпредметная связь : Представления о Земле в Древнем мире и Средние века (история, 5-6 кл). Солнечная система, ее состав; планеты, метеоры, метеориты (природоведение, 5 кл). Борьба церкви против передовой науки (история, 6 кл).

Ход урока:

1. Повторение материала (8-10мин).
А) Вопросы:

  1. Конфигурация планет.
  2. Состав Солнечной системы.
  3. Решение задачи №8 (стр. 35). [1/S=1/Т - 1/Т з , отсюда Т= (Т з. S)/(S+Т з)= (1 . 1,6)/(1,6+1)= 224,7 d ]
  4. Решение задачи №9 (стр. 35). [1/S=1/Т з - 1/Т , отсюда S=(1 . 12)/(12-1)=1,09 года]
  5. "Red Shift 5.1" - найти планету на сегодня и дать характеристику ее видимости, координат, удаленности (можно несколько учеников, указав конкретную планету - желательно письменно, чтобы не отнимать времени на уроке).
  6. "Red Shift 5.1" - когда будет ближайшее противостояние, соединение планет: Марса, Юпитера? [противостояние: Марса - 24.12.2007г, 30.01.2010г; Юпитера - 14.04.2008г, 9.07.2008г, 9.10.2008г, соединение: Марс - 5.12.2008г, ; Юпитер - 23.12.2007г, 24.01.2009г ]

Б) По карточкам:

К-1 1. Период обращения Сатурна вокруг Солнца около 30 лет. Найти промежуток времени между его противостоянием. [1/S=1/Т з - 1/Т , отсюда S=(1 . 30)/(30-1)=1,03 года]
2. Указать вид конфигурации в положении I, II, VIII. [противостояние, нижнее соединение, западная элонгация]
3. Используя "Red Shift 5.1" нарисуйте расположение планет и Солнца в данный момент времени.
К-2 1. Найти период обращение Марса вокруг Солнца, если есть противостояние повторяется через 2,1 года. [1/S=1/Т з - 1/Т , отсюда Т= (Т з. S)/(S- Т з )= (1 . 2,1)/(2,1-1)=1,9лет]
2. Указать вид конфигурации в положении V, III, VII. [восточная элонгация, верхнее соединение, восточная квадратура]
3. Используя "Red Shift 5.1" определите угловое удаление от Полярной звезд ковша Большой Медведицы и изобразите в масштабе на рисунке.
К-3 1. Чему равен период обращение Юпитера вокруг Солнца, если его соединение повторяется через 1,1года. [1/S=1/Т з - 1/Т , отсюда Т= (Т з. S)/(S-Т з )= (1 . 1,1)/(1,1-1)=11 лет]
2. Указать вид конфигурации в положении IV, VI, II. [верхнее соединение, западная квадратура, нижнее соединение]
3. Используя "Red Shift 5.1" определите координаты Солнца сейчас и через 12 часов и изобразите в масштабе на рисунке (используя угловое удаление от Полярной). В каком созвездии Солнце находится сейчас и будет через 12 часов.
К-4 1. Период обращение Венеры вокруг Солнца составляет 224,7 дней, Найти промежуток времени между её соединениями. [1/S=1/Т - 1/Т з , отсюда S=(365,25 . 224,7)/(365,25-224,7)=583,9 d ]
2. Указать вид конфигурации в положении VI, V, III. [западная квадратура, восточная элонгация, верхнее соединение]
3. Используя "Red Shift 5.1" определите координаты Солнца сейчас и изобразите положение его на рисунке через 6, 12, 18 часов. Каковы будут его координаты и в каких созвездиях Солнце будет находиться?

В) Остальные:

  1. Синодический период некоторой малой планеты 730,5 дней. Найдите звездный период ее обращения вокруг Солнца. {730,5 дней или 2 года}
  2. Через какие промежутки времени встречаются на циферблате минутная и часовая стрелки? {1 1 / 11 ч}
  3. Нарисуйте, как будут располагаться на своих орбитах планеты: Венера - в нижнем соединении, Марс - в противостоянии, Сатурн - западная квадратура, Меркурий -восточная элонгация.
  4. Оцените примерно сколько времени может наблюдаться и когда (утром или вечером) Венера, если она удалена к востоку от Солнца на 45 о. {вечером, около 3 часов, т.к 45 о /15 о =3}

2. Новый материал (20мин)

Первичное представление окружающего мира :
Первые высеченные в камне звездные карты были созданы 32-35 тысяч лет назад. Знание созвездий и положений некоторых звезд обеспечивало первобытным людям ориентацию на местности и приблизительное определение времени ночью. Более чем за 2000 лет до НЭ люди заметили, что некоторые звезды перемещаются по небу - их позже греки назвали “блуждающими” - планетами. Это послужило основой для создание первых наивных представлений об окружающем нас мире (“Астрономия и мировоззрение” или кадры другого диафильма).
Фалес Милетский (624-547 гг. до н.э.) самостоятельно разработал теорию солнечных и лунных затмений, открыл сарос. Об истинной (сферической) форме Земли древнегреческие астрономы догадались на основе наблюдений формы земной тени во время лунных затмений.
Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.) учил о бесчисленном множестве непрерывно рождающихся и гибнущих миров в замкнутой шарообразной Вселенной, центром которой является Земля; ему приписывалось изобретение небесной сферы, некоторых других астрономических инструментов и первых географических карт.
Пифагор (570-500 гг. до н.э.) первым назвал Вселенную Космосом, подчеркивая ее упорядоченность, соразмерность, гармоничность, пропорциональность, красоту. Земля имеет форму шара, потому что шар наиболее соразмерен из всех тел. Cчитал что Земля находится во Вселенной без всякой опоры, звездная сфера совершает полный оборот в течение дня и ночи и впервые высказал предположение, что вечерняя и утренняя звезда есть одно и то же тело (Венера). Считал что звезды находятся ближе планет.
Предлагает пироцентрическую схему строения мира = В центре священный огонь, а вокруг прозрачные сферы, входящие друг в друга на которых закреплена Земля, Луна и Солнце со звездами, затем планеты. Сферы, вращаясь с востока на запад и подчиняясь определенным математическим соотношениям. Расстояния до небесных светил не могут быть произвольными, они должны соответствовать гармоническому аккорду. Эта "музыка небесных сфер" может быть выражена математически. Чем дальше сфера от Земли, тем больше скорость и выше издаваемый тон.
Анаксагор (500-428 гг. г. до н.э.) предполагал, что Солнце - кусок раскаленного железа; Луна - холодное, отражающее свет тело; отрицал существование небесных сфер; самостоятельно дал объяснение солнечным и лунным затмениям.
Демокрит (460-370 гг. до н.э.) считал материю состоящей из мельчайших неделимых частиц - атомов и пустого пространства, в котором они движутся; Вселенную - вечной и бесконечной в пространстве; Млечный Путь состоящим из множества неразличимых глазом далеких звезд; звезды - далекими солнцами; Луну - похожей на Землю, с горами, морями, долинами... "Согласно Демокриту, миров бесконечно много и они различных размеров. В одних нет ни Луны, ни Солнца, в других они есть, но имеют значительно большие размеры. Лун и солнц может быть больше, чем в нашем мире. Расстояния между мирами различны, одни больше, другие меньше. В одно и то же время одни миры возникают, а другие умирают, одни уже растут, а другие достигли расцвета и находятся на краю гибели. Когда миры сталкиваются между собой, они разрушаются. На некоторых совсем нет влаги, а также животных и растений. Наш мир находится в самом расцвете" (Ипполит "Опровержение всякой ереси", 220 г. н.э.)
Евдокс (408-355 гг. до н.э.) - один из крупнейших математиков и географов древности; разработал теорию движения планет и первую из геоцентрических систем мира. Он подбирал комбинацию из нескольких вложенных одна в другую сфер, причём полюса каждой из них были последовательно закреплены на предыдущей. 27 сфер, из них одна для неподвижных звёзд, вращаются равномерно вокруг различных осей и расположены одна внутри другой, к которым прикреплены неподвижные небесные тела.
Архимед (283-312 гг. до н.э.) впервые попытался определить размеры Вселенной. Считая Вселенную шаром, ограниченным сферой неподвижных звезд, а диаметр Солнца в 1000 раз меньшим, он вычислил, что Вселенная может вмещать 10 63 песчинок.
Гиппарх (190-125 гг. до н.э.) "более, чем кто-либо доказал родство человека со звездами...он определил места и яркость многих звезд, чтобы можно было разобрать, не исчезают ли они, не появляются ли вновь, не движутся ли они, меняются ли они в яркости" (Плиний Старший). Гиппарх был создателем сферической геометрии; ввел сетку координат из меридианов и параллелей, позволявших определять географические координаты местности; составил звездный каталог, включавший 850 звезд, распределенные по 48 созвездиям; разделил звезды по блеску на 6 категорий - звездных величин; открыл прецессию; изучал движение Луны и планет; повторно измерил расстояние до Луны и Солнца и разработал одну из геоцентрических систем мира.

Геоцентрическая система строения мира (от Аристотеля до Птолемея).


По теории Птолемея:
1) Земля неподвижна и находится в центре мира;
2) планеты вращаются по строго круговым орбитам;
3) движение планет равномерно.
Первая научно обоснованная теория строения мира была разработана (384-322) и опубликована в 355г до НЭ в книге “О небе”, обобщив все знания предшественников и основываясь на умозаключениях, которые в то время не могли быть проверены. Развив более подробно учение Платона, переняв у него вращающиеся хрустальные сферы, рассчитав радиусы сфер, введя сферу комет (считал их всего лишь земным испарением, самовозгорающиеся высоко над Землей и не имеющие никакого отношения к небесным телам), как подлунную, взяв его название планет по именам богов: Гермес - Меркурий, Афродита - Венера, Арес - Марс, Зевс - Юпитер, Кронос - Сатурн. Признавая шарообразность Земли, Луны и небесных тел, отказывается от движения Земли и ставит ее в центр, так как считал, что звезды должны были бы описывать круги, а не находиться на месте (что было доказано лишь в 18 веке). Система получила название геоцентрической (Гея - Земля).
С развитием астрономии и получении более точных знаний о движении планет, система была доработана Гиппархом и окончательно кинематически разработана к 150г НЭ александрийским астрономом (87-165) в сочинении, состоящем из 13 книг “Великое математическое построение астрономии” (Альмагест). Для объяснения движения планет, применив систему эпициклов и деферентов, сделав их гармоническими: сложное петлеобразное движение представлялось суммой нескольких гармонических движений, выражаемых формулой:
, где где w n - круговая частота, t - время, A n - амплитуда, δ n - начальная фаза.
Эпициклическая система Птолемея была простой, универсальной, экономичной и, несмотря на свою принципиальную неверность, позволяла предвычислять небесные явления с любой степенью точности; с её помощью можно было бы решать некоторые задачи современной астрометрии, небесной механики и космонавтики. Сам Птолемей, обладая честностью настоящего ученого, делал упор на чисто прикладной характер своей работы, отказываясь рассматривать её как космологическую ввиду отсутствия явных доказательств в пользу гео- или гелиоцентрической теорий мира.

Гелиоцентрическая система строения мира (Коперника).


Идея поместить в центр Солнечной системы не Землю а Солнце принадлежит (310-230) впервые определившему расстояние до Луны, Солнца и их размеры. Но заключений и доказательств о том, что Солнце больше и вокруг движутся планеты было явно недостаточно. "Он полагает, что неподвижные звезды и Солнце не меняют свои места в пространстве, что Земля движется по окружности вокруг Солнца, находящегося в её центре" - писал Архимед. В работе "О размерах и взаимных расстояниях Солнца и Луны" Аристарх Самосский, принимая гипотезу о суточном вращении Земли, зная диаметр Земли (по Эратосфену) и считая Луну в 3 раза меньше Земли, на основе собственных наблюдений рассчитал, что Солнце - одна, ближайшая из звезд - в 20 раз дальше от Земли, нежели Луна (на самом деле - в 400 раз) и больше Земли по объему в 200-300 раз.
Только в эпоху Возрождения польский ученый (1473-1543) обосновал гелиоцентрическую систему строения мира к 1539г в книге “Об обращении небесных сфер” (1543г), объяснив суточное движение светил вращением Земли и петлеобразное движение планет их обращением вокруг Солнца, рассчитав расстояния и периоды обращения планет. Однако сферу неподвижных звезд он оставил, отодвинув её в 1000 раз дальше, чем Солнце.

Подтверждение гелиоцентрической системы мира.

Доказательство гелиоцентрическая система получила в трудах Галилео Галилея (1564-1642) и Иоганна Кеплера (1571-1630).
- открыл смену фаз Венеры, доказывающую ее вращение вокруг Солнца. Открыл 4 спутника Юпитера, доказав что не только Земля (Солнце) может быть центром. Открыл горы на Луне и определил их высоту - значит нет существенного различия между земным и небесным. Наблюдал пятна на Солнце и сделал вывод о его вращении. Разложив Млечный путь в звезды делает вывод о различности расстояний до звезд и что никакой “сферы неподвижных звезд” не существует.
Казнь Джордано Бруно (1548-1600), официальный запрет церковью учения Коперника, суд над Галилеем не могли остановить распространение коперниканства.
В Австрии Иоганн Кеплер открывает движение планет, в Англии Исаак Ньютон (1643-1727) опубликовывает закон всемирного тяготения, в России Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765) не только высмеивает идеи геоцентризма в стихах, но и открывает атмосферу на Венере, защищает идею множества обитаемых миров.

III. Закрепление материала (8 мин).

  1. Разбор задач решавшихся на уроке остальными учащимися класса (В) тех, что вызвали затруднение.
  2. Решение .

Итог:
1) В чем отличие геоцентрической от гелиоцентрической системы строения мира?
2) Каких видных ученых-астрономов вы помните?
3) Оценки

Домашнее задание: §8; вопросы и задания стр. 40, стр. 52 п.1-5. Рассказ об ученом - астрономе (любом из перечисленных на уроке). Не решившим с/р №4 доделать. Можно дать составить презентацию о каком либо ученом с данного урока, открытиях Г. Галилея, об одной из систем строения мира и т.д.

Урок оформили члены кружка "Интернет-технологии" - Прытков Денис (10кл) и Березуцкая Аня (11кл)

Изменен 21.10.2009 года

«Планетарий» 410,05 мб Ресурс позволяет установить на компьютер учителя или учащегося полную версию инновационного учебно-методического комплекса "Планетарий". "Планетарий" - подборка тематических статей - предназначены для использования учителями и учащимися на уроках физики, астрономии или естествознания в 10-11 классах. При установке комплекса рекомендуется использовать только английские буквы в именах папок.
Демонстрационные материалы 13,08 мб Ресурс представляет собой демонстрационные материалы инновационного учебно-методического комплекса "Планетарий".
Планетарий 2,67 мб Данный ресурс представляет собой интерактивную модель "Планетарий", которая позволяет изучать звездное небо посредством работы с данной моделью. Для полноценного использования ресурса необходимо установить Java Plug-in
Урок Тема урока Разработки уроков в коллекции ЦОР Статистическая графика из ЦОР
Урок 8 Развитие представлений о Солнечной системе Тема 15. Эволюция представлений о системе мира 670,7 кб Планеты Солнечной системы 446,6 кб
Гелиоцентрическая система мира Коперника 138,3 кб
Геоцентрическая система Птолемея 139 кб
Деферент и эпицикл 128,2 кб

Одно из главных требований к любой научной теории заключается в том, что теория должна пе­редбачати раньше неизвестны факты и явления. Способность теории предусматривать есть в то же время и критерием ее истинности, ее соответствия закономерностям реального мира.

В астрономии теоретические предвидения проверяются наблюдениями. Блестящим примером научного пе­редбачення в отрасли изучения Вселенной, предвидения, которое основывается на знании законов движения планет и закона всемирного притяжения, стало открытие планеты Нептун.

Комментируя это выдающееся событие в истории природознав­ства, Ф. Енгельс писал, что система мира Коперника длительное время оставалась гипотезой, достаточно переконли­вою, но все же гипотезой. Однако после открытия Непту­на справедливость этой гипотезы можно считать оста­точно доказанной.

Методические рассуждения. В связи с открытием Непту­на, сделанному благодаря теоретическому прогнозированию, можно привести ученикам еще несколько примеров поражающих научных предвидений. К ним принадлежат чрезвычайно точные прогнозы на десятки и сотни лет вперед моментов солнечных и лунных затмений, предвычисления май­бутніх положений планет, а также сделанные в свое время на основе периодической системы элементов Менделеева пе­редбачення свойств новых химических элементов и чи­сленні предвидения физиков-теоретиков о существовании неизвестных к этому элементарных частиц.

ух планет и астрология. С видимыми перемещениями планет относительно созвездий, перемещениями, которые являются результа­том вращением этих небесных тел вокруг Солнца, пов"яза­на дежурная попытка наших предков обнаружить связь между небесными явлениями и долями людей. Речь идет об астро­логію, в основе которой лежали ошибочные мистические представления о влиянии небесных светил на жизнь человека.

Астрологи считали, что будущее каждого жителя Земли «записано» на небе расположением планет и других небесных светил в момент его рождения.

На самом же деле, понятно, никакой реальной причинно­го связи между расположением планет и долями людей нет и быть не может. Хотя бы уже потому, что планеты вза­галі не могут оказывать на Землю никакого ощутимого физического влияния. Поскольку эти небесные тела не е джере­лами сколь-нибудь сильного электромагнитного випро­мінювання, то единственным их влиянием на Землю могло бы стать гравитационное влияние.

Однако междупланетные расстояния есть на­стільки большими, а массы планет такими незначительными сравнительно с солнечной, что их гравитационное влияние на Землю, а также его колебания, связанные с взаимными перемещениями Земли и планет, практически не могут сколь-нибудь существенно изменять ход земных процессов. Ведь, как известно, сила притяжения ослабляется пропор­ційно квадрату расстояния. Потому даже маленький Месяц, благодаря своей близости к Земле, предопределяет на ней приливные явления, неизмеримо мощнее, чем гигант Юпі­тер, от орбиты которого нас отделяет около 600 млн. км.

БОРЬБА ЗА НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Астрономия в большей степени, чем любая другая наука, связанная с мировоззренческими вопросами. Это и понятно: ведь именно астрономия делает наибольший взнос в з"ясу­вання места человека и человечество во Вселенной, в изучении отношения «Человек - Вселенная».

Одним из основных положений материалистической діалек­тики е представления о глубоком единстве человека и мира (в частности, человека и Вселенной), хоть в то же время между ними существует и коренное качественное отличие - естественное и соці­альне.

А идеализм и религия «разрывают» мир, протиставля­ють его человеку. С точки зрения объективного идеализма и религии мир является «таинственным» и «непізнаванним», а человек является не продуктом естественного саморазвития
материи, а ре­зультатом «творение».

Геоцентрическая система мира. В средние века господствующее положение занимала религиозная картина мира, в основе

какой лежала геоцентрическая система Аристотеля - Птоле­мея, освященная церковью и сведенная в ранг непогрешимой истины.

Однако было бы неправильно саму систему Арістоте­ля - Птолемея считать «антинаучной». Для своего времени это была вполне научная система. Она с единственной точки зрения объясняла видимые движения небесных светил и давала возможность с достаточной для практических потребностей той эпохи точностью предвычислять их будущие видимые поло­ження на небесной сфере.

Другое дело, что эта система оказалась неправильной, однако она была важным шагом до истины. Но серед­ньовічну церковь истина не интересовала. К картине мира Аристотеля - Птолемея ее притягивало другое: централь­не местонахождение Земли в мироздании, что хорошо узго­джувалося с религиозными представлениями. Потому церковь и пе­ретворила геоцентрическую систему мира в религиозную догму.

Как мы уже отмечали, первичный материал для нау­кового исследования поставляют наблюдения. При этом одним из важнейших вопросов теории познания есть вопрос о том, дают ли наблюдение достоверные сведения о свойствах окружающего мира.

Вопрос этот не случаен, поскольку в процессе спосте­режень возможные всякого рода ошибки и неточности, способные порождать неправильные, иллюзорные представления о мире, которые не отвечают истинному положению вещей. Это могут быть ошибки случайные, ошибки, связанные с ограниченными возможностями и несовершенством органов чуттив человека, психологическим состоянием наблюдателя, с особенностями конструкции измерительных приборов, с условиями наблюдений.

Хорошо известны, например, разнообразные иллюзии зрения, которые возникают в результате особенностей строения нашего глаза. Ситуации, которые порождают всякого рода оптические иллюзии и способные вводить в заблуждение наблюдателей, могут, в частности, складываться и при астрономических наблюдениях и до-

слежках. Благодаря этому добыты данные могут вияви­тися недостоверными, а в некоторых случаях и такими, что существенно искривляют настоящую картину спостережува­них явлений. А неправильные, перекручены представления о действительности нередко становятся благодатной почвой для різ­ного рода религиозных спекуляций. Хорошо известна классическая астрономическая иллюзия, жертвой которой стали наши предки - иллюзия суточного вращения всех небесных светил вокруг Земли. Земной шар вращается вокруг своей оси из за­ходу к востоку, а нам кажется, что Солнце, Луна, планеты и звезды перемещаются в противоположном направлении.

Еще одно явление космического порядка, которое имеет ілюзор­ний характер и которое мы наблюдаем чуть ли не каждого дня. Нам кажется, что диск Солнца имеет такой же поперечник, как и диск полного Месяца. В действительности же со­нячний диаметр приблизительно в 400 раз больший от мі­сячного. Но Солнце находится в 400 раз дальше от Земли, и по этой причине видимые угловые размеры обоих светил для земного наблюдателя почти совпадают. Кстати, именно по этой причине маленький Месяц может (это від­бувається во время солнечных затмений) полностью пере­крити огромный диск дневного светила.

«Космическая иллюзия», которая сыграла заметную роль в роз­витку планетной астрономии, связана и из спостережен» нями Марса. В результате огромного расстояния при теле­скопічних наблюдениях отдельные мелкие детали на по­верхні этой планеты сливаются в сплошные линии, которые некоторым астрономам показались системой гидротехнических сооружений, построенной умными жителями Марса. Когда автоматические междупланетные станции, которые осуществили полет на Марс, передали детальные изображения поверхности плане­ти, иллюзорный характер марсианских «каналов» стал абсолютно ясным.

Научная революция Коперника. Конец XV и начало XVI столетия были временами глубоких изменений в истории Еврослежках. Благодаря этому добыты данные могут вияви­тися недостоверными, а в некоторых случаях и такими, что существенно искривляют настоящую картину спостережува­них явлений. А неправильные, перекручены представления о действительности нередко становятся благодатной почвой для різ­ного рода религиозных спекуляций. Хорошо известна классическая астрономическая иллюзия, жертвой которой стали наши предки - иллюзия суточного вращения всех небесных светил вокруг Земли. Земной шар вращается вокруг своей оси из за­ходу к востоку, а нам кажется, что Солнце, Луна, планеты и звезды перемещаются в противоположном направлении.

С земным положением наблюдателя связано и пе-тлеподибне перемещение планет среди звезд. Это тоже является иллюзорным явлением, поскольку планеты в действительности никаких петель не описывают, а двигаются вокруг Солнца за эллиптическими орбитами. «Петли» - явление позирне, которое возникает в силу того, что мы наблюдаем за плане­тами из подвижной Земли, то есть в земной системе отсчета.

Еще одно явление космического порядка, которое имеет ілюзор­ний характер и которое мы наблюдаем чуть ли не каждого дня. Нам кажется, что диск Солнца имеет такой же поперечник, как и диск полного Месяца. В действительности же со­нячний диаметр приблизительно в 400 раз больший от мі­сячного. Но Солнце находится в 400 раз дальше от Земли, и по этой причине видимые угловые размеры обоих светил для земного наблюдателя почти совпадают.

Кстати, именно по этой причине маленький Месяц может (это від­бувається во время солнечных затмений) полностью пере­крити огромный диск дневного светила.

Интересная иллюзия возникает и при наблюдениях метеор­них потоков. Когда Земля встречается с роем твердых частиц, они, врываясь в атмосферу и спивударяю-чись с молекулами воздуха, испаряющиеся и розпада­ються на атомы. В свою очередь, атомы возбуждаются, іоні­зуються, и при этом возникает свитиня. Земной наблюдатель видит эффектное зрелище - дождь падающих звезд. Ему

кажется, что траектории светящихся частиц выходят из одной точки неба - радианта, хотя в действительности эти траєк­торії почти параллельные друг другу.

«Космическая иллюзия», которая сыграла заметную роль в роз­витку планетной астрономии, связана и из наблюдений нями Марса. В результате огромного расстояния при теле­скопічних наблюдениях отдельные мелкие детали на по­верхні этой планеты сливаются в сплошные линии, которые некоторым астрономам показались системой гидротехнических сооружений, построенной умными жителями Марса. Когда автоматические междупланетные станции, которые осуществили полет на Марс, передали детальные изображения поверхности плане­ти, иллюзорный характер марсианских «каналов» стал абсолютно ясным.

Методические рассуждения. Полезно обратить внимание учеников на то, что в астрономии с несоответствием видимого дійс­ному мы встречаемся особенно часто. Например, нужно еще раз напомнить о том, что когда мы смотрим на небо, то все светила кажутся нам расположенными на однако­вих расстояниях от Земли, будто на внутренней поверхности гигантской пули - небесной сферы.

При этом привычные узоры созвездий образованы звездами, которые в действительности зна­ходяться на разных расстояниях от Земли и одна от другой и только проектируются в одну и ту же область небесной сферы. Вообще выяснение того, какой космический объект находится ближе, а который дальше, не простое задание даже для астрономов, вооруженных специальной апарату­рою. Прямыми измерениями удается определять від­стані лишь для сравнительно близких космических объектов. Для дальнейших придется тратить большие усилия на то, чтобы выяснить, есть ли система небесных тел, что их интересует, действительно единственной физической системой взаємодію­чих объектов или ее составляющие части лишь проектируются в одну и ту же область небесной сферы.

Научная революция Коперника. Конец XV и начало XVI столетия были временами глубоких изменений в истории Еврони.

По словам Енгельса, то была «эпоха, которая потребу­вала титанов и которая породила титанов относительно силы мысли, страсти и характера, относительно многосторонности и вче­ності» ".

Одним из таких титанов был большой польский ученый Г. Коперник, который разработал гелиоцентрическую систему мира и тем самым осуществил наибольшую революцию в уяв­леннях о мироздании, которое оказало огромное влияние на все последующее развитие науки.

«Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости...- писал Ф. Енгельс в «Диалектике природы», - было издание бессмертного произведения, в каком Коперник бросил - хоть и робко и, так сказать, лишь на смертном одре - вызов церковному авторитету в вопросах природы.

Отсюда начинает свое летоисчисление освобождения природоведения от теологии, хоть выяснение между ними отдельных взаимных претензий затяглеся до наших дней и в некоторых головах далеко еще не завершилось даже и теперь. Но с этого времени пошел громадными шагами также и развитие наук, какой по­силювався, если можно так высказаться, пропорцио-нально квадрату расстояния (во времени) от своего выходного пункта» 2.

Значение научной революции Коперника не вичерпує­ться, однако, тем, что она свела нашу Землю на стано­вище рядовой планеты Солнечной системы и тем самым нанесла чрезвычайно сильный удар по религиозной кар­тині мира.

Раскрыв позирний, иллюзорный характер видимого суточного движения небесных светил и петлеобразных перемі­щень планет, Коперник тем самым утвердил в науке чрезвычайно важен методологический принцип: «Мир может быть не таким, которым мы его непосредственно спо­стерігаємо».

Стало ясно, что отождествление непосредственно спостере­жуваного в реальной действительностью без тщательной всесторонней проверки может привести к неправильным, перекру­чених представлений об окружающем мире.

Методические рассуждения. При изучении раздела програ­ми, посвященного борьбе за научное мировоззрение, очень важно заострить внимание учеников на том, что ситуации, за которые наблюдаемые явления имеют иллюзорный харак­тер, при изучении космических процессов встречаются достаточно часто. И потому делать те или другие выводы о свойствах реального мира непосредственно из результатов наблюдений нужно с большой осторожностью. Такие действия всегда имеют в себе потенциальную опасность ошибочно воспринять видимое за действительное, и тем самым способствовать виник­ненню тех или других ошибок.

От Коперника к Ньютону. Учение Коперника стало могучим толчком к освобождению сознания людей от церковно религиозных представлений о мироздании. У него появились последователи, которые достаточно много сделали как для про­паганди и распространение этого учения, так и для его по­дальшого развитию.

Одним из них был итальянский мыслитель Джордано Бруно, страстный борец против схоластической філосо­фії. Во многих своих высказываниях о бесконечности мироздания, множественности населенных миров, единство зако­нів природы Бруно поднимался к истинному матеріаліз­му. Таким образом, Бруно во многом пошел дальше Ко­перника, учение которого было связано с представлением о недвижимости Солнца, его центральное положение в світо­будові и существование сферы неподвижных звезд, которая ограничивает Вселенную.

Неоценимый вклад в развитие природоведения и освобождение его от средневековой схоластики сделал

Галилео Галидей. Он первым стал систематически вводить в науку эксперимент, а также математическое и геометрич­не моделирование явлений природы. Его телескопические спо­стереження и сделанные благодаря ним открытия стали
пере­конливим подтверждением основных положений учения Коперника.

Одним из главных достижений Галилея было открытие принципа инерции, что заложило основы классической меха­ніки.

Изучая движение планет вокруг Солнца, Кеплер искал силу, которая «подталкивает» эти небесные тела и не дает им остановиться.

После открытия принципа инерции стало ясно, что искать нужно силу, которая превращает равномерное прямо­лінійний движение планет в криволинейный. Закон действия этой силы - силы притяжения - открыл Исаак Ньютон.

Церковь и наука. Учение Коперника нанесло первый ощутимый удар по религиозному мировоззрению. И дело было не только в том, что разрушалась религиозная карти­на миру. Разрушались представления, которые церковь объявила абсолютной непогрешимой истиной. А это не могло не вызывать сомнения у непогрешимости и других религиозных догм. Начался процесс постепенного ослабления религиозной власти над умами людей, высвобождения масс от влияния религиозного мировоззрения.

Последующее развитие науки, разнообразные практические применения научных знаний обусловили то, что научные представления набирали все большего авторитета среди широких кругов людей. В свете научных данных религиозные представления о мире выглядели все менее обгрунтова­ними и все более наивными.

Как же развивались «отношения» между церковью и наукой от средневековья до наших дней? В результате деятельности Коперника, Бруно и Галилея церковь уже в средние века была вынуждена определенным образом пересмотреть свои позиции. А в дальнейшем изменение исторических условий не раз вынуждало защитников религии приспосабливаться к новым об­ставин. Особенно четко этот
процесс приспособления можно проследить на примере католической церкви.

Проходит два столетия, наступает XIX возраст. Новая капіталі­стична формация завоевывает ведущие позиции в суспіль­стві, растет и роль науки. Католическая церковь не может игнорировать это обстоятельство. И на И Ватиканскому соборе в 1869-1870 гг. был провозглашен тезис о возможности познания бога естественным светом ума через познание современного мира.

Но на то время это была еще не столько попытка сближать религию с наукой, сколько відображен­ня стремление церкви нейтрализовать атеистическое значен­ня научных открытий, предотвратить их влияние на умы людей. Потому настойчиво повторялось, что не следует возлагать особенно большие надежды на человеческий ум, и всячески подчеркивалось, что наука не должна
вступа­ти в противоречие с истинами веры, а лишь способствовать их обоснованию.

XX столетие с его стремительным социальным и научно-техническим прогрессом опять существенно изменило обстановку в мире. Авторитет религии начал падать, сфера ее влияния неуклонно уменьшалась. И это опять не могло не позна­читися на деятельности церкви, в частности на ее отношении к науке и научному прогрессу.

Успехи природоведения в XX столетии вынудили, на­приклад, католическую церковь сделать новые шаги по пути «сближения» с наукой. Теоретической основой су­часного католицизма является томизм - учение христианского теолога XIII столетия Фоми Аквинского о гармонии между верой и знанием. Исходя из этого учения, какое твер­дить, что в религии и в науки якобы общий источник - божественный ум, его современные сторонники нама­гаються согласовать религиозную веру с научными знаниями о мире.

«Современный фидеизм совсем не отбрасывает науки, - писал в свое время Феербах, - он отбрасывает только «избыточные претензии» науки, именно, претензию на объективную истину».

Католическая церковь создала в странах Западной Євро­пи специальные астрономические обсерватории, оборудованные від­повідним оборудованием. Ученые монахи проводили многочасовые наблюдения, делали астрономические открытия. Среди них мы можем встретить имена известных астрономов. В большинстве своих высказываний эти католические ученые стремились показать, вроде бы результаты исследования Вселенной не только не взрывают веры у бога, а, навпа­ки, подтверждают правоту религиозных взглядов.

Однако надежды руководителей католической церкви не справ­дились. Достижения природоведения за последние десяти­річчя не только не привели к идее бога, а, напротив, убедительно свидетельствовали в интересах материального единства мира. Все попытки прямого истолкования тех или других научных результатов в религиозном духе не выдерживали и не выдерживают сколь-нибудь серьезной критики. Это обстоятельство, а также обстановка в мире, что изменилась, зму­сили II Ватиканский собор, который состоялся в 1962 - 1965 гг., предпринять еще один шаг навстречу науке.

Было торжественно заявлено, что церковь положительно оценивает научный прогресс и отныне не будет зариться на свободу научного исследования и самостоятельность науки.

В ноябре в 1979 г. дежурный глава римской католи­цької церкви Иоанн Павел II в первый раз официально признал, что большой итальянский ученый Галилео Галилей несправед­ливо пострадал в результате преследования со стороны церк­ви. Папа заявил, что инквизиция силой заставила Галилея отречься от учения Коперника.

Эта акция еще раз свидетельствует о том, что современная церковь готова пойти на любые словесные уступки, чтобы создать видимость отсутствия противоречий между религией и наукой и подтвердить возможность их «мирного сосуществования».

Истинный смысл такой тактики вполне очевиден. Если современная религия ничего не может противопоставить нау­ковим данным в сущности, если она не в силе бороться с наукой прямо и непосредственно, то следует изобразить спра­ву так, будто научная деятельность дана от бога и потому не только не противоречить религии, но и с необходимостью должен приводить к богу.

Что же касается обоснования религиозных представлений за допо­могою научных данных, то, поскольку прямые «научные до­ведення» существования бога оказываются малопереконли-вими и без особенных трудностей опровергаются из науко­вих
позиций, католические теологи начали искать другие пути и возможности.

Да, неотомисти были вынуждены если и не полностью отказаться от тезиса, за которым природоведение должно доводить существование бога, то по крайней мере значительно ее по­м"якшити.

В модернизированном виде она звучит приблизительно так: необходимость веры в бытие бога должна оказываться через осмысление пробелов в научном познании и зі­ставлення разных научных данных.

Бог недосягнулся средствам науки, твердят, напри­клад, некоторые богословы, он находится за ее границами. Потому свидетельства его существования следует искать в «белых пятнах» современного природоведения, в тех проблемах, которые науке не удается развязать.

Сторонники этой точки зрения не без оснований вважа­ють, что значительно удобнее и выгоднее толковать в ре­лігійному плане не то, что уже открыто природознав­ством, а то, что еще неизвестно... Хотя из позиции науки такой способ естественно «научного» обоснования религии не выдерживает, понятно, никакой критики. Рано или поздно наука успешно решает проблемы, которые стоят перед ней, и ликвидирует тем самым любые «бели пятна».

Немного на другой позиции относительно науки стоят официальные теоретики руского православия, которые вообще пытаются по возможности обойти вопрос, так или иначе связанные с взаимоотношением науки и религии.

Заигрывая с наукой, современная церковь в то же время нама­гається возложить ответственность за все трудности, из яки­ми имеют дело народные массы в западном мире, на научно-технический прогресс. Это один из найулюбленіших тактических приемов, который охотно использует церковь в капиталистических странах для содержания верующих и увеличения их количества. В то же время всячески наголошує­ться на том, что наука до сих пор не смогла удовлетворить самые насущные потребности людей, - обеспечить человеку долгую жизнь без болезней и при достаточном количестве еды. Так формируется враждебное отношение к науке, недоверие в ее возможности, представление о том, что наука якобы займаєть­ся не теми проблемами, которыми ей следует заниматься.

Понятно, возражение огромной позитивной роли, которую сыграла и продолжает играть наука в развитии человеческого общества, ее колоссального взноса в прогресс земной цивилизации ни на чем не основывается. Не будь науки, мы, наверно, до сих пор жили бы в лучшем случае на уровне средневековья и не имели бы ни самолетов, ни машин, ни станков, ни радио, ни телевидения, ни медицинских прила­дів, ни много другого с того, которое определяет лицо сучас­ної цивилизации.

Что же касается конкретных научных достижений, то здесь бессмысленно ставить вопросы о том, хорошие они или пога­ні, полезные или вредные. Ответить на подобный вопрос «вообще» невозможно. Все зависит от конкретных істо­ричних условий.

Любое научное открытие может послу­жити на благо людям. Но в определенных социальных условиях, в классовом антагонистичном обществе его можно в принципе использовать во вред людям, повернуть на их уничтожение. В частности, в странах современного империализма есть определенные силы, заинтересованные в разжигании военной істе­рії, применении новейших достижений физики, химии, біо­логії, электроники, автоматики для создания варвар­ських видов оружия массового уничтожения.

Вместе с тем возникает и такой вопрос: возможно, ре­лігійні теоретики в чем-то все-таки правы, мо­жливо, наука и в самом деле «не с того начала» и не совсем тем занимается? Например, вместо того, чтобы інтенсив­но изучать Вселенную, исследовать мир элементарных частиц, следует направить все научные силы и средства на разработку методов лечения болезней и удлинения люд­ського жизни.

Бесспорно, оба этих задания имеют первостепенное значение, и их решению уделяется огромное значение. Но не значат, что все другие задания можно до пори до времени отложить. Прежде всего потому, что су­спільство нуждается »и в космических исследованиях, и в атомной энергии, и в познании закономерностей строения материи и во многом другому. Но еще и потому, что роз­виток идет очень сложным путем и решение того или другого конкретного задания иногда требует комплексного подхода, использования данных разных наук.

Да, скажем, современная медицина широко використо­вує достижения физики, электроники, биологии, космической медицины, математические методы исследования. Такие же тесные связки существуют между физикой и биологией, биологией и хі­мією, геологией и астрономией и др. И связки, подобные этим, не е случайными.

На основе огромного опыта познания окружающего мира современная наука пришла к выводу о необходимости системного подхода к изучению разных явлений природы. Иначе говоря, любое явление нужно изучать не изолировано, не отрывать его искусственно от других явлений, а рассматривать в единственном комп­лексі с теми естественными процессами, с которыми оно прямо или посредственно связано.

Методические рассуждения. Мы рассмотрели вопрос о взаимосвязях науки и религии главным образом на при­кладі католицизму, поскольку из всех современных церквей именно католическая церковь (и отчасти православная) уделяет этому вопросу больше всего внимания.

При изучении этого раздела курса астрономии особли­во важно отметить, что в центре борьбы науки и религии в сущности всегда стояло вопрос о месте и роли человека в мироздании, о смысле человеческого существования.

Так было в то время, когда друг другу противостояли научная и религиозная картины мира, так стоит дело и теперь, когда богословы уже не вступают в спор с наукой по кон­кретних вопросам мироздания. В этой связи особенно важное значение приобретает философское осмысление достижений природоведения, систематический анализ всех новейших научных открытий и проблем из позиций атеїз­му и диалектического материализма независимо от того, успели ли уже богословы интерпретировать и фальсифицировать эти открытия и проблемы в религиозном плане. Потому вчи­тель астрономии и физики должен не только внимательно сте­жити за развитием этих наук, но и быть постоянно в курсе тех мировоззренческих проблем, которые возникают в процессе их развития.

Правильное понимание наблюдаемых небесных явлений складывалось веками. Вы знаете о зарождении астрономии в Древнем Египте и Китае, о более поздних достижениях древнегреческих ученых, о наблюдениях жрецов и об их ложных представлениях о природе, об использовании ими знаний для собственной выгоды. Жрецы создали астрологию - ложное учение о влиянии планет на характер и судьбы людей и народов и о мнимой возможности предсказывать судьбу по расположению светил.

Известна вам и геоцентрическая система мира, разработанная во II в. н. э. древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем . Он в центр мира "поставил" хотя и шарообразную, но неподвижную Землю, вокруг которой обращались все остальные светила (рис. 25). Видимое петлеобразное движение планет Птолемей объяснил сочетанием двух равномерных круговых движений: движением самой планеты по малой окружности и обращением центра этой окружности вокруг Земли. Однако по мере накопления данных наблюдений о движении планет теория Птолемея требовала все больших усложнений, которые делали ее громоздкой и неправдоподобной. Очевидная искусственность все усложняющейся системы и отсутствие достаточного согласия между теорией и наблюдениями требовали ее замены. Это и было сделано в XVI в. великим польским ученым Николаем Коперником (1473-1543).

Коперник отбросил догматическое положение о неподвижности Земли, веками владевшее умами людей. Поставив Землю в число рядовых планет, он указал, что Земля, занимая третье место от Солнца, наравне со всеми планетами движется в пространстве вокруг Солнца и, кроме того, вращается вокруг своей оси. Коперник смело доказывал, что именно вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца можно правильно объяснить известные тогда небесные явления и видимое петлеобразное движение планет (см. рис. 19 и 26). Эта революция в астрономии и в мировоззрении, сделанная гелиоцентрической теорией Коперника, как отметил Ф. Энгельс, освободила исследование природы от религии.


Рис. 26. При наблюдении с Земли проекция планеты на небо выписывает петлю (чертеж сделан в проекции "сбоку")

Галилео Галилей (1564-1642), один из первых направивший телескоп на небо, правильно истолковал свои открытия как подтверждения теории Коперника. Так, Галилей открыл фазы у Венеры. Он нашел, что такая их смена возможна лишь в том случае, если Венера обращается вокруг Солнца, а не вокруг Земли. На Луне Галилей обнаружил горы и измерил их высоту. Оказалось, что между Землей и небесными телами нет принципиального различия: например, горы, подобные горам на Земле, существовали и на небесном теле. И становилось легче поверить, что Земля - это лишь одно из таких тел.

У планеты Юпитер Галилей открыл четыре спутника. Их обращение вокруг Юпитера опровергло представление о том, что лишь Земля находится в центре вращения. На Солнце Галилей обнаружил пятна и по их перемещению заключил, что Солнце вращается вокруг своей оси. Существование пятен на Солнце, считавшемся эмблемой "небесной чистоты", тоже опровергало идею о будто бы принципиальном различии между земным и небесным.

Млечный Путь в поле зрения телескопа оказался скоплением множества слабых звезд. Вселенная предстала перед человеком как нечто несравненно более грандиозное, чем маленький мирок, кружащийся якобы вокруг Земли, по представлениям Аристотеля, Птолемея и средневековых церковников. Церковь, как вы уже знаете из курсов истории и физики, расправилась с Джордано Бруно (1548-1600) за его философские выводы о строении мира и обитаемости небесных тел. За право распространять подлинные знания об устройстве Вселенной вел борьбу против церковников М. В. Ломоносов (1711-1765). Ломоносов в остроумной и привлекательной стихотворно-сатирической форме высмеивал мракобесов.


1. СИСТЕМА МИРА СИСТЕМА МИРА 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН 3. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ НАРОДОВ МЕЖДУРЕЧЬЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ НАРОДОВ МЕЖДУРЕЧЬЯ 4. ВСЕЛЕННАЯ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ ВСЕЛЕННАЯ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ 5. СИСТЕМА МИРА ПО АРИСТОТЕЛЮ СИСТЕМА МИРА ПО АРИСТОТЕЛЮ 6. АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ИНДИИ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ИНДИИ 7. СИСТЕМА МИРА ПТОЛЕМЕЯ СИСТЕМА МИРА ПТОЛЕМЕЯ 8. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 9. СИСТЕМА МИРА ПО КОПЕРНИКУ СИСТЕМА МИРА ПО КОПЕРНИКУ 10. БОРЬБА ЗА НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ БОРЬБА ЗА НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ


Система мира - это представления о расположении в пространстве и движении Земли, Солнца, Луны, планет, звезд и других небесных тел. Уже в глубокой древности сложились первые представления о месте Земли во Вселенной. Эти системы мира были крайне наивны: плоская Земля, под которой находится подземный мир, а над ней возвышается небесный свод. Рис.1. Первый небесный глобус


В своих представлениях об окружающем мире древние народы исходили прежде всего из показаний своих органов чувств: Земля казалась им плоской, а небо громадным куполом, раскинувшимся над Землей. На картине показано, как небесный свод опирается на четыре высокие горы, расположенные где-то «на Рис.2. Представление о мире древних египтян краю света». Египет находится в центре Земли (каждый народ ставил в центр мира свою страну). Небесные светила как бы подвешены на небесном своде.


Близки к древнеегипетским были и представления о мире древних халдеев народов, населявших Междуречье начиная с VII века до н. э. По их воззрениям, Вселенная была замкнутым миром, в центре которого находилась Земля. Небо халдеи считали большим куполом, возвышавшимся над миром и опиравшимся на «плотину небес». Он был сделан из твердого металла верховным богом Map ду ком. Днем небосвод отражал солнечный свет, а ночью служил темно-синим фоном для игры богов планет, Луны и звезд. Рис.3. Представления о мире народов Междуречья


Рис.4. Вселенная по представлению древних греков Как и многие другие народы, древние греки представляли себе Землю плоской. Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. В золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершал свой путь по небу.


Рис.5. Геоцентрическая система мира по Аристотелю Великий греческий философ Аристотель понимал, что Земля имеет форму шара и приводил одно из сильнейших доказательств этого - круглую форму тени Земли на Луне во время лунных затмений. Но Аристотель считал Землю центром мира. Материю он полагал состоящей из четырех элементов, которые образуют как бы четыре сферы: сферу земли, воды, воздуха и огня. Земля неподвижна, а небесные светила обращаются вокруг нее.


Рис.6. Астрономические представления в Индии В священных книгах древних индусов отражены их представления о строении мира, имеющие много общего с воззрениями египтян. Согласно этим представлениям, восходящим к третьему тысячелетию до нашей эры, плоская Земля с громадной горой в центре поддерживается четырьмя слонами, которые в свою очередь, стоят на огромной черепахе, плавающей в океане.


Рис.7. Система мира Птолемея Астроном Клавдий Птолемей, работавший в Александрии во II веке н.э. подвел итоги работ древнегреческих астрономов, а также собственных астрономических наблюдений и построил наиболее совершенную теорию движения планет на основе геоцентрической системы мира Аристотеля. Чтобы объяснить наблюдаемые петлеобразные движения планет, Птолемей предположил, что планеты движутся по малым кругам вокруг некоторых точек, которые уже обращаются вокруг Земли.




Рис.9. Система мира по Копернику Согласно гелиоцентрической системе мира центром нашей планетной системы является Солнце. Вокруг него обращаются планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер и Сатурн. Единственным небесным телом, которое обращается вокруг Земли, является Луна.


Учение Коперника было признано не сразу. Сторонники гелиоцентрической системы мира жестоко преследовались церковью. По приговору инквизиции в 1600 г. был сожжен в Риме выдающийся итальянский философ Джордано Бруно. В 1633 г. другой итальянский ученый Галилео Галилей предстал перед судом инквизиции. Престарелого ученого заставили подписать "отречение" от своих взглядов. За право распространять подлинные знания об устройстве Вселенной вел борьбу против церковников М.В.Ломоносов. Ломоносов в остроумной и привлекательной стихотворно-сатирической форме высмеивал мракобесов. Рис.10. Г. Галилей Рис.11. Дж. Бруно Рис.12. М.В.Ломоносов